18.1 Образующие работы сновидения

Работа сновидения, которую мы здесь трактуем как работу личности, сама, в свою очередь, состоит из различных процессов, представляющих из себя конкретные виды работы. Для иллюстрации процессов работы сновидения опишем основные ее виды: работу сгущения, работу смещения и работу образной репрезентации.

Сгущение сновидения. Сгущение - это первичный психический процесс, являющийся одной из характеристик работы сновидения. Состоит в том, что материал сновидения подвергается соединению, смешиванию, комбинированию, сжатию с образованием новых единиц. Сгущенная единица сновидения имеет меньший объем и содержание, нежели скрытые мысли сновидения. Сгущенный элемент обладает высокой психической интенсивностью из-за объединенных в нем катексисов составляющих элементов. В процессе накладывания отдельных элементов друг на друга возникает неясная, расплывчатая картина типа гальтонов-ской фотографии. Таким образом, в сновидении образуются смеси из образов, предметов, имен, названий, местностей, даже людей. Так, несколько знакомых лиц могут объединиться в одно составное лицо, в котором, как в смеси, присутствуют отдельные черты от каждого из прототипов. Сгущение образуется различными способами: 1) исключением некоторых скрытых элементов; 2) включением в состав явного сновидения только части комплекса скрытого содержания сновидения; 3) объединением в явном сновидении скрытых элементов, имеющих общие характеристики.

Отсутствие взаимооднозначного соответствия между явным сновидением и скрытыми мыслями сновидения - результат работы сгущения. Дело обстоит так, что одному явному элементу может соответствовать несколько скрытых мыслей сновидения и, наоборот, какой-нибудь элемент скрытых мыслей может быть представлен несколькими образами явного сновидения. Этот процесс наглядно демонстрирует нам значение принципа сверх-детерминации.

Смещение в сновидении. Суть работы этого первичного психического процесса состоит в переносе катексиса с одного элемента сновидения на другой.

Смещение проявляется двояко: 1) скрытый элемент замещается элементом, содержательно с ним несвязанным; 2) психический акцент смещается со значимого элемента на индифферентный, и в результате в сновидении возникает иной содержательный центр. Таким образом, происходит смещение акцента со значимых представлений на индифферентные: то, что в мыслях обладает высокой значимостью, превращается в сновидении в малозначимое поверхностное явление и, наоборот, в качестве сверхзначимого, главного на переднем плане в сновидении оказывается второстепенное, побочное представление. Подобное смещение акцента с одного элемента сновидения на другой способствует маскировке, искажению мыслей сновидения. При этом смещение является основным инструментом процесса искажения сновидения, которому подвергаются неприемлемые мысли сновидения под воздействием цензуры. По своей сути, смещение приводит к образованию замещающего представления: бессознательный импульс связывается с приемлемым заместителем первоначального ЭГО-дистоничного представления. В связи с индифферентностью, малозначимостью и прикрепленностью связи к исходным представлениям заместитель позволяет бессознательным импульсам обойти цензуру (или удовлетворить требования цензуры). Значимость элемента сновидения связана с величиной аффективной нагрузки. Смещение приводит к отрыву связи аффекта от представления. Освобожденное от аффекта представление может легче замаскироваться. В свою очередь, аффект может сместиться на другое представление, что будет повышать его значимость. Кроме того, аффекты могут сохраняться в первоначальном виде, претерпевать изменения или вообще не проявляться в сновидении. В более общем плане, смещение приводит к образованию символов, которые являются заменителями бессознательных мыслей сновидения.

Образная репрезентация. Важнейшей характеристикой работы сновидения, заключающейся в регрессивном превращении мыслей сновидения преимущественно в зрительные образы, является образная репрезентация. Она является постоянной чертой всякого сновидения, указывающей на архаический, примитивный характер психической деятельности во сне. Образная репрезентация направлена на достижение наглядности, изобразительности, пластичности, конкретности. Мысли могут превращаться и в иные чувственные образы, символы, но доминирующим центральным процессом является визуализация мыслей и образование зрительных сцен, картинок, образов. В результате образной репрезентации отпадают языковые формы, грамматика, логические конструкции, для которых нет изобразительных средств; абстрактные понятия переводятся в наглядные, конкретные образы; объекты, процессы обозначаются символами. Все это соответствует архаической регрессии в психическом аппарате, к которой добавляются еще и другие формы: топографическая регрессия, формальная регрессия и темпоральная регрессия ЭГО. В более общем плане, образная репрезентация совпадает с символической репрезентацией: работа сновидения вместо понятийного мышления использует архаический язык символов. При этом работа сновидения использует различные средства для репрезентации мыслительной деятельности. Общая связь элементов мыслей передается в форме события, логическая связь – в форме одновременности. Каузальная связь репрезентируется с помощью двух последовательных фрагментов или путем превращения одного образа в другой. Связи "или-или", "потому что", "следовательно" во сне не репрезентируются. Категории противоположностей и противоречий не имеют своих средств репрезентации: противоположности соединяются в одно целое, изображаются одним и тем же элементом. Сходство, согласование и общность репрезентируются путем объединения элементов в одну констелляцию.