К 75-ЛЕТИЮ Ф. Т. МИХАЙЛОВА

К 75-ЛЕТИЮ Ф. Т. МИХАЙЛОВА

12 апреля 2005 г., в очередную годовщину первого полета человека в космос, отметил свой 75-летний юбилей Феликс Трофимович Михайлов — человек, который всю свою жизнь посвятил освоению космических далей человеческого духа, для которого глубины и вершины Духа были всегда равнодоступны, потому что, по существу, совпадали друг с другом. Академик РАО, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, заведующий кафедрой философии и культурологии Российского государственного медицинского университета Ф. Т. Михайлов является продолжателем традиций отечественной «философской психологии», представленной именами Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н Леонтьева, Э. В. Ильенкова, В. В. Давыдова, В. С. Библера, Я. А. Пономарева, А. В. Брушлинского.

Каждая из книг Ф. Т. Михайлова — «Загадка человеческого Я» (1964, 1976), «Общественное сознание и самосознание индивида» (1990), «Избранное» (2001), «Самоопределение культуры» (2003) — содержит попытку осмысления и конструирования «предельных оснований» нашего мышления о духе и душе, сознании и самосознании, культуре и истории, Нашего мышления о самом мышлении. Работы Ф. Т.Михайлова очень «методологичны» в самом точном смысле этого слова. Они оказали и продолжают оказывать огромное влияние (быть может, больше косвенное, но от этого не менее мощное) на мировоззрение психологов, в частности отечественных. Однако назвать их автора «методологом», т. е. специалистом весьма узкой профессиональной квалификации, означало бы погрешить против истины. Творчество Ф. Т. Михайлова посвящено человеку и способам его познания как таковым.

Нельзя не упомянуть и о коллективной монографии «Философско-психологические проблемы образования» (1981), которая была подготовлена под руководством и при

05.10.2012


151

Участии В. В. Давыдова и Ф. Т. Михайлова группой философов и теоретиков-психологов, созданной в «золотые давыдовские годы» в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР (ныне Психологический институт РАО). Дело в том, что эта монография во многом предвосхитила, а точнее — создала идейную почву для той «революции» в российском педагогическом сознании, которая произошла десятилетием позже, уже на волне «перестройки». Закономерна и судьба этой книги, о которой рассказывает сам Феликс Трофимович: «При обсуждении рукописи книги на специально созданной комиссии расплакалась (это буквально) одна женщина из Питера — между прочим, академик. «Я не позволю издеваться над Советской педагогикой!» Решение комиссии: книгу сократить, членам академии на нее не ссылаться. При издании книги от 21 листа осталось... семь! В 1994 г. В. В. Давыдов переиздал эту монографию, но, к сожалению, в том же «усеченном» виде».

Квинтэссенция философии и философской, теоретической психологии Ф. Т. Михайлова — едина, ибо как исторически, так и логически неразделимы для него эти две формы рефлексии человеческого

152

Духа, человеческой культуры. Она — в идее смыслопорождающего Обращения (вести — речи — посыла) к миру другого человека с надеждой на добрый, умный, эстетически выразительный и непременно искренний, подлинный (буквально: оригинальный творчески) Отклик. В этом аффективно насыщенном, экспрессивном обращении-посыле целостная конструкция нашей субъективной реальности не просто объективируется, но каждый раз заново строится, реорганизуется по его законам. Именно в логике таких обращений творится история человеческой культуры. А мы по-прежнему (раньше в духе превратно понятого марксизма, сейчас в духе пресловутого «постмодернизма») почитаем высшей добродетелью трактовать культуру как нечто безличное, безадресное и деавторизованное. Разумеется, эти обращения с необходимостью принимают Каноническую форму В виде норм нравственности, научности, эстетических идеалов и т. д., кристаллизуясь в творениях культуры — научных текстах, произведениях искусства, технических изобретениях и т. д., но при этом никогда не утрачивают своей первозданности и непосредственности (по словам Феликса Трофимовича, «душа не знает посредников»). Именно в качестве их содержания получают живой смысл универсальные меры Мыслимого — всеобщие категории нашего мышления (бытие, противоречие, развитие и др.), а значит, оживает и та общемировая реальность, которую данные категории теоретически выражают.

Даже математико-логические правила исчисления высказываний, не говоря уже о схемах интенциональной логики Ф. Брентано, как, впрочем, и все, что человечество успело самым тщательным образом формализовать, несет в себе мощный заряд таких обращений. Более того, в этом принципиально «не алгоритмизируемом» заряде — код к расшифровке любых алгоритмов точного научного знания.

Культура, по Ф. Т. Михайлову, говорит на языке обращений, Живого тождества аффекта и интеллекта, а значит — и На языке психологии. В логике его работ, продолжающей логику концепции Л. С. Выготского, Аффективная мысль как атрибут жизни И есть собственный предмет психологии. Этим Ф. Т. Михайлов фактически определяет и место нашей науки в культуре, включая исторически развивающуюся систему научного знания — место, которое психология все никак не решается занять по причине традиционных комплексов провинциализма и изоляционизма психологов.

05.10.2012


151

Чтобы избавиться от этих комплексов, прежде всего необходимо предать исторической утилизации «догмат буфера». Имеется в виду ходячее представление о психологии как науке, занимающей некое пограничное положение между гуманитарным и естественнонаучным знанием. На деле же это означает примерно следующее. Психология уже не может описывать свой предмет в строго формализуемой естественнонаучной логике конечных определений телесного бытия. Вместе с тем она Еще Не поднялась (и в принципе не способна подняться) до уровня философского и общегуманитарного постижения тяготеющих к бесконечности устремлений человеческого духа, тех событий, что разворачиваются в эмпиреях Мировой Истории, в глобальном пространстве всемирной культуры. Психологам доступна лишь та «часть» («муляж») культуры, которая вмещается в границы зоны ближайшего развития, а ее историческое происхождение и суть, по большей части, лишь декларируются. Мы до сих пор принимаем психологию «карлика на плечах гиганта» (индивида, опирающегося в своем развитии лишь на достижения человеческого рода) за единственно возможную модель человеческой психологии, а многомерный способ бытия человека в универсуме культуры продолжаем описывать в терминах абстрактной «ученической» оппозиции «социализация — индивидуализация». Так и возникают маргинальные комплексы психологов. Однако не пора ли определиться, тем более, что этот шанс нам дают работы Ф. Т. Михайлова?

В контексте размышлений их автора психология человека предстает единственной и уникальной в своем роде Гуманитарной наукой о живом, наукой, непосредственно изучающей продуктивную форму живого. Разумеется, и история, и социология, и экономика имеют дело с живыми процессами и их результатами — с исторической, социальной, экономической и т. д. жизнью человека и человечества и ее предметными воплощениями. Но они всецело рассматривают живое сквозь призму его артефактов (М. Коул) и артеактов (В. П. Зинченко), законно абстрагируясь от анализа механизмов целесообразной и произвольной формообразующей активности человеческого живого, которая порождает первые и обеспечивает вторые. Это — предметное поле психологии. Психология призвана в первую очередь ответить на фундаментальный вопрос, который ставит перед семейством наук о человеке Ф. Т. Михайлов: Как возможна субъективная мотивация (детерминация) всех значимых проявлений человеческой жизни во всем диапазоне этих проявлений? Ведь вне и помимо этого никакая объективно-историческая необходимость, никакой природно-экологический фон, никакой биогенетический, органический фактор не сможет стать ее Смыслообразующими доминантой и детерминантой, феноменом человеческой жизни В подлинном смысле слова. Вопрос Ф. Т. Михайлова о характере детерминации жизни Homo Sapiens, жизни того мира, который он создает во взаимодействии с себе подобными, —

153

Почти шекспировский: «Что ему Гекуба? Что он Гекубе?» Ответ на него обретается лишь в «смыслонесущем» (по выражению Ф. Т. Михайлова) обращении человека к миру, к другим людям, к самому себе, причем это «к самому себе» является, по Ф. Т. Михайлову, не чем-то производным, вторичным и «интериоризируемым», а первичным и исходным. Поэтому в основе человеческого отношения лежит самоотношение, в основе сознания — самосознание, в основе развития — саморазвитие, а не наоборот, как подсказывает здравый смысл и озвучивающая его традиционная, «школьная» наука. К тому же перед нами не три разные формы обращения, а одна — единая и целая.

Уже младенец лишь постольку осваивает окружающий мир, поскольку изначально

05.10.2012


151

Авторизует Его на собственный, неповторимый лад, Активно используя Для этого богатый ресурс возможностей близкого взрослого, к которому он Инициативно обращается за практической помощью. Однако принимает он ее весьма избирательно — настолько, насколько она носит характер живой Эмоциональной поддержки, наполненного смыслом ответного, адресного «послания». Благодаря этому у ребенка возникает чувство «базисного доверия к миру» (Э. Эриксон), определяющее все дальнейшие шаги в его освоении. Согласно Ф. Т. Михайлову, механизм построения инициативного обращения — это «клеточный» механизм психического развития, точнее — Личностного роста Человека. Это блестяще продемонстрировано им на материале анализа работ школы М. И. Лисиной, посвященных раннему онтогенезу. Сама способность к такому обращению определяет изначальную Креативность Человеческой психики, ее Животворную Силу, которая отнюдь не исчерпывается специальными интересами психосоматики.

Как жаль, что многие взрослые утрачивают Дар обращаться и слышать чужие обращения, с детства присущий каждому Дар воображения. Многие, но только не Феликс Трофимович! Не случайно Н. А. Менчинская, давний и ревностный оппонент В. В. Давыдова и Ф. Т. Михайлова, однажды (по рассказу Василия Васильевича) на ученом совете воскликнула: «Феликс, когда ты говоришь, я тебе верю!»

Философское, научное, человеческое кредо Ф. Т. Михайлова лучше всего выражено в его собственных словах: «Уникальная способность человека к целесообразно произвольным действиям, обращенным к сочувствию других людей с надеждой на взаимопонимание, к свободному со-бытию с ними как к бытию добра, бытию Нравственному — вот начало и высшая ценность человеческой истории и культуры! Но, увы, его же свободная воля способна привести и к подавлению свободной воли других, к ограничению их свободы, вплоть до лишения самой жизни (бытие зла). И никто из нас не может решиться на слово и поступок без предчувствия важнейшего его результата: отношения к нему других людей. А это значит — к каждому из нас как личности, к мотивам и возможным результатам нашего слова и поступка. А ведь главное в этом их отношении — не оценка утилитарной надобности в нас, в полезности для себя наших слов и дел. Главное — это не всегда актуально осознанное, но однозначно мотивирующее их реакцию на наши слова и поступки, соотнесение их с “пространством” собственной свободы — свободы мысли, свободы чувств, свободы их действий. Смыслонесущее предчувствие этой Нравственной Реакции заставляет нас каждый раз заново преображать каждое наше обращение к другим людям в нравственном же поле общения, воспроизводя тем самым это поле как интерсубъективную реальность.

Иными словами, любой наш поступок, задуманный или импульсивный, неизбежно поверяется нами и в нас степенью его свободы. Или, если хотите, Духом свободы — единым интра - и интерсубъективным аффектом человечного со-бытия. Поверяется на человечность как пусть не обговоренное, в правилах и максимах не запечатленное, но изначально и объективно главное условие (и предпосылка!) — осуществления жизни человеческого типа. Поверяет не в суде, не на площади, не на собраниях — в нас самих. Ибо каждое “Я” — носитель и субъект этого Духа, субъект собственной воли к свободе» (из рукописи «Геном нравственности»).

Нам хочется пожелать Феликсу Трофимовичу только одного: чтобы запас его здоровья был эквивалентен титаническому объему тех дарований, которые он несет в себе. Всем остальным он может сполна делиться с друзьями, коллегами и учениками, чему и посвящает значительную часть своей жизни. Как заметил его друг и сподвижник

05.10.2012


151

5


Эвальд Васильевич Ильенков, подлинная личность всегда дарит другим естественную радость. Феликс Трофимович — удивительно щедрый человек.

Получив приведенный выше текст поздравления, адресованный Ф. Т. Михайлову, Редакция обратилась к его автору — доктору психологических наук В. Т. Кудрявцеву с Просьбой взять интервью у юбиляра. Предлагаем читателям ознакомиться с ответами Ф. Т.Михайлова на заданные ему вопросы.

154

ИНТЕРВЬЮ С Ф. Т. МИХАЙЛОВЫМ

Уважаемый Феликс Трофимович, вся Ваша профессиональная жизнь посвящена философии, ее значительная часть — психологии. Вероятно, это было определено не только биографическими нюансами (давние деловые и дружеские контакты с психологами, работа в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР). Да и сами эти нюансы, наверное, нельзя считать делом случая. Есть ли что-то общее между Софией, которой Вы служите, и Психеей, которая Вас всегда вдохновляла?

— Общее — это их предмет теоретического осмысления: субъективность как общее поле жизни на планете Земля или «как оказалась исторически возможной субъективная мотивация жизнедеятельности человека?». Но София (философия) — решает непростые проблемы форм, средств и смысловых мер осмысления человеком Бытия, а Психея (психология) — изучает субъективность форм Аффективного мышления Человека в процессе целесообразного и произвольного осуществления им целей своей жизнедеятельности. Задачи и цели теоретического исследования общего предмета вроде бы различны, но взаимозависимы настолько, что одно без другого непродуктивно. Их самоизоляция порождает извращение самого предмета чисто эмпирическим подходом к нему.

С вашей точки зрения, философия создает не просто некую важную предпосылку для построения системы психологического знания, а является внутренним основанием этой системы, которое «удерживается» на всех уровнях ее конструкции. Не могли бы Вы подробнее раскрыть это свое вúдение?

— Много тысячелетий тому назад человек научился мерами простирания и дления Природы и своего бытия в Природе осознавать себя и окружающую его реальность объективного мира. Скажу больше: без этой способности мерить (отмеривать, делить на части) непрерывно текущее время и простирание единого физического пространства человек еще не был человеком! Его предок при единственном условии выживания — единой общности усилий всех соплеменников — соучастников общей борьбы за жизнь, включил в свое отношение к безжалостному миру бытия ориентацию на периодичность времен суток и года, прерывность пространства своей жизни, разделенную на лес, реки, моря, поля и т. д. Повторю: объективно пространство (простирание) бытия, как и время, непрерывно: все растения и массивы лесов живут влагой рек и озер, дождей и морей, теплом Солнца, единой биохимией своих превращений из семян в растения... Это даже не пространственная целокупность, это — именно единство и целостность простирания объективной реальности Природы. Однако человек всеми им выделенными мерами пространства и времени своей жизни в этой целостности одновременно вычленил себя из нее. Он тем самым стал вольным субъектом использования для достижения вожделенных

05.10.2012


151

Целей своих собственных произвольных, искусственных чувственных образов — субъективных смыслов каждой дискретной меры Бытия. Эту его способность мы и называем мышлением.

С появлением особой деятельности — управления одними людьми жизнью и субъективностью других — эти смысловые меры мира стали предметом специального исследования и преображения. Так появился и предмет особого вида деятельности — теоретической. Ее первый предмет — приведение в соответствие целям произвольной и целесообразной деятельности людей в объективном мире преображаемых смысловых мер этого мира. Философы — это просто теоретики Par Excellence, решавшие парадоксы и противоречия в самих мерах мыслимости бытия. Не так просто разобраться без преображения этих мер, например, в таких неустранимых противоречиях, как хаос явлений бытия во всем их многообразии и порядок их единства (Космос), как покой и движение, как само Бытие и Небытие мира сего! «Движения нет, сказал мудрец бродатый, другой же встал и стал пред ним ходить, чтоб разрешить вопрос замысловатый». Продолжение Вы помните, естественно.

Так закладывался предмет фундаментальной теории: мерой пространства стало движение точки, образующей линии искусственных его мер — геометрических фигур, не существующих реально как сама точка, о которой Евклид пишет, что ее нельзя разделить надвое, и что если изъять из линии бесконечное количество точек, то на линии останется... бесконечное количество точек. Это и стало постулатом геометрии на все времена ее самосовершенствования. А апории Зенона заложили фундаментальные основы механики: новыми мерами физического бытия стали движение, его время и скорость, а также путь — пространство движения тел, и затем — инерция масс и их вес.

Вся дальнейшая история теоретической работы — это история разрешения противоречий, несомых парными категориями (мерами). Выдающее открытие И. Канта — его третья антиномия чистого разума. Это тождество несовместимых друг с другом истинных утверждений; включенность человека в независимые от него обстоятельства (каузальная зависимость от них) и целесообразная произвольность субъективной мотивировки всей его телесной жизнедеятельности. Но человек благодаря Кантову тождеству тезиса

155

И антитезиса его третьей антиномии — тождеству их противоположностей, стремится изменить обстоятельства, объективно принуждающие его к покорности им, обеспечивая тем самым способность субъективной мотивации своего вполне телесного поведения и креативность самоизменения.

Круг Вашего общения необычайно велик. И все же: встречи с кем из психологов имели особое значение в Вашей жизни?

— Вначале — с текстами Платона, Аристотеля, Б. Спинозы, И. Фихте, Г. Гегеля и неидеологизированными текстами К. Маркса. Осуществленные ими и их последователями продуктивные исследования средств, способов и смысловых мер человеческой субъективности — единственно возможная философская основа психологии как науки. Потом были лекции А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперина, Н. Ф. Талызиной. А главное — встреча и дружба с Э. В. Ильенковым и В. В. Давыдовым, позже — с М. Коулом и Дж. Вертчем, с П. Хаккарайненом — и в Москве, и в Сан-Диего, и в Хельсинки, а также участие в международных конференциях по теории деятельности

05.10.2012


151

7


И, конечно же, работа заведующим теоретической лабораторией в Психологическом институте вместе с Д. Б. Элькониным и другими прямыми учениками и друзьями Л. С. Выготского.

Будучи одновременно философом и психологом, Вы располагаете уникальной
(прежде всего — для нас) возможностью оценить ситуацию в современной российской
психологии одновременно изнутри и извне. Не могли бы Вы сделать это прямо сейчас
?

— Если коротко, то изнутри: поражает принципиальный отказ ведущих психологов
мира и России от открытости своих теорий философской, исторической и социальной
рефлексии, стремление замкнуться на избранный ими «вариант» общего предмета
теоретической психологии и средства его профессионального осмысления, плюс
некритическое отношение к признанным авторитетам (прямое заимствование, ссылки на
их труды как подтверждение истинности собственных взглядов и т. п.), иными словами —
узкопрофессиональный изоляционизм. Отсюда: множество школ и школок, выстроенных
на тощих абстракциях от целостности и органичного взаимоопределения всех
проявлений субъективной мотивации жизнедеятельности живого. Пример: популярность,
более того, чуть ли не всеобщее профессиональное признание вытеснения в
непознаваемое бессознательное травмирующих переживаний и смыслов бытия в качестве
реального психологического феномена психоаналитических грез и беллетристических
образов.

Хотим мы того или нет, но больший отрезок истории той психологии, современниками которой мы являемся, падает на советский период. Однако классики авторитетных направлений советской психологии (даже Л. С. Выготский) в се больше воспринимаются научным сознанием (особенно растущим, молодым ) в качестве «героев вчерашних дней». Их наследие стремятся не столько развивать, критически переосмысливать или даже конструктивно «преодолевать», сколько превратить в сугубо историческое достояние... А может быть, речь здесь действительно должна идти о некоем подобии Ньютоновой механики — важном, но все-таки «частном случае» чего-то большего, об исторически ограниченной конструкции научной мысли, которая достойна занесения во все учебники, но уже не способна к развитию? Но тогда что в этом случае может претендовать на роль Эйнштейновой «неоклассики» — этого самого «большего»? Или все-таки та же культурно-историческая теория или теория деятельности имеют перспективу?

— Сравнение с Ньютоновой механикой фундаментальных прозрений истинных (фундаментальных) теоретиков психологии очень удачно, несмотря на формулировку вопроса. Теория относительности А. Эйнштейна, проблема природы света, обострившаяся гипотезой И. В. Гете, уравнения Дж. Максвелла и многое другое, остро проблемное, разрешились не отменой и выбросом на свалку истории науки механики Ньютона, а, фактически, признанием ее продуктивной идеей пространственно-временнЫХ взаимопревращений, обнажившей свои внутренние, требующие разрешения противоречия. Но разве любая иная фундаментальная теория своего предмета не занята исключительно разрешением своих внутренних противоречий, принятых в свое время за ее постулаты? Беда не в старении каждого продуктивного шага теории, а в эмпирическом понимании всего процесса научного познания. Вот пример кредо такого понимания: Платон об идее писал ошибочно с точки зрения современных философов, он безнадежно устарел и интересен только историкам философии. Так же эмпирически, т. е. как факт наличного в прошлом бытия разных концептов предмета психологии, оцениваются Т.

05.10.2012


151

Рибо, Л. С. Выготский, Ж. Пиаже и все иные теоретики прошлого, сумевшие не только оголить непреодолимые противоречия развивающейся теории, но и найти их решения, отказ от которых Иванов, не помнящих родства, преступен!

За год до Вашего юбилея отмечался юбилей близкого Вам И. Канта. «Кант и
психология» — тема более чем традиционная для истории нашей науки, хотя его место в
этой истории, как правило, освещается столь же традиционно... односторонне. Вы же
связываете с именем И. Канта сформулированный

156

Вами «основной постулат психологии и общего человекознания». Расскажите, пожалуйста, об этом подробнее.

— Подробнее я написал об этом в статье «Kant versus modern psychology». Дело в том,
что великому немецкому философу удалось найти и сформулировать постулат общего
человековедения, включая в него и психологию. Постулат теории очерчивает ее
предметное поле, задавая всеобщие смыслы Мерам его мыслимости, в которых только и
возможно мышление о «секторах» и обсуждаемых явлениях его. Он сформулировал
фундаментальное противоречие двух, казалось бы, исключающих друг друга начал бытия
человеческого как их изначальное и неустранимое тождество, как взаимное порождение
антитезиса тезисом и тезиса антитезисом. Одно без другого немыслимо: только их
тождество во взаимопорождении их каждым актом человеческой жизнедеятельности
позволяет человеку быть человеком. Этим он вернул нас к гениальному открытию Б.
Спинозы: нет двух субстанций — непротяженной и неподвластной времени субъективной
(идеальной) и простирающей, длящей себя объективной (материальной). Каждый акт
мысли как обращения к людям и к себе самому возможен только в качестве телесного
акта речи во вполне телесном «материале» ее языка. Каждое телесное состояние и
движение инспирировано идеальным смыслом цели, поиском мыслью независимых от
цели средств ее достижения. Человек — часть материального мира Бытия. Мыслящее
тело человека включено в причинно-следственные взаимодействия с реальными
(материальными) обстоятельствами. Но даже оно, осуществляя свою жизнь
целесообразно и произвольно, способно на преобразование обстоятельств. И именно эта
способность делает человека человеком — творцом потребных ему обстоятельств и
средств их будущего и снова потребного людям изменения.

Так третья антиномия чистого разума И. Канта оказалась точной, самодостаточной, четкой и ясной формулой единого постулата всех фундаментальных теорий человековедения — психологии в том числе.

Читая Ваши новейшие работы, слушая Ваш юбилейный доклад на заседании
Московского семинара по культурно-исторической психологии в Институте психологии
им. Л. С. Выготского РГГУ, я не мог отделаться от впечатления, что 75 лет для ученого
Вашего типа — это возраст творческого взлета, формирования новых
исследовательских перспектив. Говорю это не в порядке дежурного комплимента: так
искренне считают многие. Как Вам, человеку по-кантовски «беспокойного» духа,
который не знает смирения с преходящими жизненными обстоятельствами (подчас
очень нелегкими) или состояния «самоконсервации» во вполне заслуженной «бронзе»,
удается сохранять на протяжении всей жизни прямо-таки удивительную
самоидентичность и самодостаточность, целостность и цельность
?

05.10.2012


151

9


— Все-таки это комплимент, да еще и юбилейный. Но на Ваш вопрос я отвечу одной
фразой: мне всю сознательную жизнь было интересно, а затем и просто необходимо
переосмысливать уже и без того продуктивно осмысленное. Вдогонку добавлю: вначале
просто интересно, но не очень продуктивно. Но с тех пор, как я приступил к
ответственной (перед сотрудниками, друзьями, учителями, студентами, аспирантами)
работе, пришлось быть на уровне интересующих меня теорий.

Ваши последние теоретические прорывы просто не оставляют мне шанса воздержаться от банального вопроса о Ваших творческих планах.

— Работа над вторым томом предыдущей книги, названным мной, в отличие от первого тома, «Самоотчуждение культуры» (название первого тома — «Самообоснование культуры». — В. К.), прерванная тяжелой болезнью, — вот мой долг перед самим собой. И я его выполню.

Считаете ли Вы, что разгадали свою любимую «загадку человеческого Я» хотя бы в «общем плане»? Что бы Вы пожелали тем, кто намерен найти собственный ключ к ее разгадке?

— Не очень-то я люблю эту старую свою книжку («Загадка человеческого Я». — В. К.), которую написал за лето для студентов-медиков, так как «рекомендуемая» (обязательная) по программе литература была, как правило, безграмотной. Но сработал эффект контраста: книжка была написана человеческим языком. Это было редким исключением: учебники и «дополнительная к ним» литература по философии почему-то писались (и пишутся) на волапюке — языке профессиональных «вдалбливателей» студентам поверхностных и весьма сложно изложенных (ибо на волапюке) «истин на все времена».

А пожелание мое простое: не замыкаться в узких, для себя, любимого, очерченных границах смыслового поля теории, а быть открытым всем проблемам человековедения, в первую очередь философии.

05.10.2012


152

1

152 НАШИ ЮБИЛЯРЫ