Или изъяснение о признаках трех степеней как то: второй, третьей и четвертой, т. е. отроческого, юношеского и возмужалого возраста.

Вобще по виду

1. Изрядной и совершенный вид тела показывает обыкновенно здоровье и хороший нрав; напротив же того, часто бывает в дурном теле, злой и порочный

-25-

Нрав; однако может также человек легко перемениться, так что тот, который внешним видом преизряжен, во внутренности весьма дурен: таким же образом и на оборот, умалчивая о том, что красота и вид у человека часто переменяются и женскому полу более красоты приписывается, нежели мужском.

2. Большая голова, черные или рыжие волосы, также толстые и кудреватые [кудрявые], красные или черноватые лица, карие, черножелтые или голубые, несколько впадшие глаза, плечи и поверхность тела довольно широкие, выпятившаяся грудь, широкое брюхо, плотное тело, мужественный голос, длинные шаги и тихое движение тела, свойственны мужчинам. Они нравом способны, к учению прилежны, любопытны, постоянны, храбры, великодушны и склонны к гневу и мщению, также и признаки мужественного тела.

3. Малая голова, белые, иногда темнорусые волосы; лицо белое несколько красно или бледно, глаза черные, постоянный взор, приятный голос и красноречие, долгий узкий затылок и тело пригожее, короткими шагами походка. Они бывают нежны, слабы, жалостливы, непостоянны, боязливы и милосердны, склонны к любви, также к гневу и мщению, признаки свойственные женщинам.

-26-

4. Однако часто бывает у мужчины женский, а у женщин мужской нрав, по тому как в обоих родах внешние признаки мужского или женского нрава, как теперь упомянутым образом находятся.

5. К совершенной красоте человеческого тела потребна у взрослых людей благопристойная величина и пропорция.

6. Величина Гигантов простирается до девяти геометрических футов, или 4 локтя с половиною[ ≈ 245 см], на против же того Карлы иногда не выше локтя бывают. Настоящий и посредственный рост Европейцев три локтя, посредственная в человеке ширина, длиною в локоть: который человек от этой меры ушел, тот не имеет настоящей пропорции, как то и весьма великая толщина, тело и ум отягощает, а на против того весьма великая сухота или тонкость помрачает красоту тела.

7. Однако пропорциональное тело не всегда то называется, которое в три локтя, как выше сказано, но то которого члены один против другого надлежащее соответствие имеют, хотя бы корпус быть велик или мал, и так Карл может иметь изрядную пропорцию, равно как и Великан.

8. Нарочитая длина и крепость тела придает человеку видность и пристойна

-27-

особливо сильным и высоким людям, хотя некоторые весьма высокие ростом, не за весьма хорошее почитают, по пословице: Мало видеть высокого разума, а милого милосерда.

9. Вообще почитается что высокий и толстый человек храбр, и великодушен, однако также лукав, лжив, неверен, не благодарен, скуп, напротив того долгий и сухощавый спесив (слово невидно, предположение), суетлив, сварлив, упрям, лжив и болтлив.

10. Если высокий человек мокротного сложения, то он обыкновенно худого разума, и не может дел исправлять, если такой человек горячаго [м. б. «всегда красный»] сложения, то он имеет хороший разум, и к исправлению дела способен, тоже разумеется и о таком, который сгорбившись ходит, ибо такой человек обыкновенно трудолюбив, скуп и скромен.

11. Те, которые загнувши вверх голову ходят, также и тело их прямо, и как будто бы назад выпятилось, склонны к словолюбию и высокоумию.

12. Средний рост показывает разум, изрядный нрав и скорые мысли

13. Малой корпус, мокротного сложения глубокомыслен, и дела отправлять в состоянии; короткий и толстый показывает услужливого, легковерного и притом мсти -

-28-

Тельного человека, который долго сердит бывает, который сухой и горячего сложения,(....)ешен [слово не видно, предположение «подвешен»], бодр и в делах своих столь скор, что часто засуетившись погрешает он, притом спесив и славолюбив, смел и мудр и лукав.

14. Вообще примечается по толстому и жирному телу медлительного, злонравного и лукавого, по четвероугольному справедливого и постоянного, по пригожему такого, который сам себе нравится и ищет чести, в прочем хороший нрав имеет, по не пропорциональному не ученый, не знающий, мотоватого, беспутного, порочного, притом хитрого и весьма лукавого человека.

15. При этом не худо также помянуть по пропорции и изменения человеческого тела, которые суть следующее.

16. Расстояние от конца одного среднего пальца до другого, когда руки растянешь, должно быть совершенная высота человека, толстота под плечами, половина высоты и мера от конца локтя до конца среднего пальца, четвертая часть высоты что ниткою вымерять можно.

17. В прочем же почитают, что всякий человек, когда он будет по третьему году, то уже до половины всего своего роста дойдет, и так можно тогда знать какого роста он будет, по 21 году, потому что человека тогда уже не в

-29-

Вышину, но в ширину и толстоту будет, а под старость толстота его уменьшиться.

18. Когда у стариков связание состаков засохнут; а особливо те, которые у вихров хребта находятся, то кажется, как будто бы рост кривился и человека гнул, и как будто бы он уже пекся о гробе, и к оному клонился, если старик был сперва высок то этот рост еще больше показывается, какой в старости хуже, нежели как малой.

О голове вообще

1. Пропорция головы сыскивается таким образом: меряют ниткой или ленточкою, распростерши руки от самого начала среднего пальца, до кости руки; толь же широка, или толста будет голова от виска до другого, когда от начала волос при виске через нос близко под глазами меряно будет, у кого сия мера верна, то и голова у него имеет свою верную пропорцию, если же не сходна, то и пропорция не хороша.

2. Когда голова изрядной пропорции или посредственна, то значит хороший разум и нрав, почитают ту за наилучшую голову, если части оной, как задняя, так и передняя со всем круглы, и оба виска внизу равны, через это примечается такой человек, который в своем деле таен, предосторожен, замысловат, трудолюбив и честен.

-30-

3. По пропорции тела весьма великая голова, с широким лбом показывает медлительного, ленивого, не искусного, бесстыдного, однако и смелого, мужественного, но притом сомневающегося человека.

4. Когда же голова велика и с прочими членами тела сходствует, то знак великодушного человека, имеющего хорошее понятие.

5. Также большая голова с толстой шеей показывает мудрого, правдивого и верного человека, если такая голова нескладна, то значит злом наполнена и н разумного.

6. Большая голова с малой шеей, знак дурака и глупого, а иногда не покорного и упрямого человека.

7. Весьма малая голова, которая с другими членами тела ни какой пропорции не имеет, значит худое сложение мозга, также и слабого или немощного, при том и сердитого, злого, лживого, не постоянного-спесивого и мотоватого, в прочем же забывчатого и не весьма разумного человека.

8. Малая голова с долгой шеей, значит слабого, злого и порочного, сердитого, подзирающего [которому нельзя доверять, и который сам никому не доверяет], неверного и лукавого человека.

-31-

9. Если голова мала и с другими членами сходственна, то значит она мудрого, острого м преизряднейшим понятием одаренного человека.

10. Продолговатая голова показывает Холерика* который сердит и сварлив, в прочем же имеет хорошую память и разум.

11. Воострая голова, значит смелого разбойника, лживого, бесстыдного, болтуна, также и непостоянного, нетерпеливого, гордого, славолюбивого и тщеславного человека.

12. Широкая и низкая голова показывает спесивого, нерадительного [нерадивого] и необузданного.

13. Короткая и круглая голова, подобна шару, значит злого, сердитого, нетерпеливого, непостоянного, cпесивого, неразумного, несмысленного, забывчивого, много обещающего, а мало исполняющего, неспокойного, завистливого и такого человека, который

-32-

Часто с ума сбивается, иногда смертоубийцу и разбойника, особливо когда он еще и Холерического сложения.

14. Если голова передней частью выставилась, то такой человек разумен, однако и спесив, внешние и внутренние чувства совершенны; он моет скоро понимать, но неодарен хорошей памятью и телесной силой.

15. Если голова задней частью выдалась, то рожденный имеет хорошую память и телесную силу, неустрашим и разумен.

16. Когда она в средине выпятилась, то показывает рассудительного человека, который при том и хорошей памятью снабден.

17. Когда голова и сзади и спереди поднялась и выставилась, то представляет она предосторожного, премудрого и разумного человека, который однако при том обыкновенно сердит и лукав.

18. Голова переднею частью наклоненная или впадшая, открывает умаление соображения и чувственности, однако такой человек сердит и обманчив.

19. Если голова в средине впала, то значит недостаток разума и памяти.

-33-

20. Когда задняя часть головы впала, то значит славолюбивого, упрямого, мотоватого, порочного, неразумного, сердитого, терпеливого и обманчивого, при том и трусливого боязливого и забывчивого человека.

21. Голова, которая спереди и сзади впала, показывает человека недостаточного с разумом воображения, памятью, бодрости и добродетелями.

22. Голова с двумя вихрями, значит хорошее сложение и долгую жизнь.

23. Голова, которая свободно на все стороны вертится, значит неразумного, лживого, непостоянного, завистливого и сварливого человека, который при том и много о себе думает.