ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

А. В. ШУВАЛОВ

Предпринята попытка логического обоснования понятия «психологическое здоровье» с позиций психологической антропологии.

Ключевые слова: психологическое здоровье человека, психология здоровья, психологическая антропология, субъективная реальность, со-бытийная общность.

Мне думается, что проблема психологического здоровья настолько актуальна сейчас, что любые предположения, любые гипотезы, любые данные, даже самые спорные, могут иметь эвристическую ценность.

Абрахам Г. Маслоу

Стимулом для написания статьи послужил целый ряд обстоятельств. В мае 2003 г. в Москве прошел III Всероссийский съезд практических психологов образования. Накануне форума главный редактор газеты «Школьный психолог» М. Сартан высказал обеспокоенность тем, что вопрос «зачем системе образования психологическая служба?» по-прежнему нуждается в серьезном осмыслении, а его решение подменяется всуе организационными маневрами [11]. Вполне сложившись

19

Как «институт средств», служба практической психологии продолжает нуждаться в обосновании адекватных целей — доминант своего назначения и развития. Разделяя тревогу по поводу размытости содержания в работе педагогов-психологов, заметим, что однозначная и окончательная определенность в данном случае может стать не «точкой роста», а «точкой замерзания». Вместе с тем съезд психологов продемонстрировал знаковую тенденцию: психологическая служба преодолела границы научно-методической деятельности, сфокусированной на архитектуре образовательной системы, и все решительнее обращается к проблемам конкретного ребенка. Практическое участие в создании условий, благоприятствующих душевному благополучию и личностному развитию детей, составляет одну из основных функций психологических подразделений на современном этапе. Отчасти в ответ, отчасти в развитие дискуссии обозначим нашу позицию: Подход, нацеливающий на обеспечение психологического здоровья детей, является одним из наиболее продуктивных в плане прояснения приоритетов деятельности психологической службы образования.

В последние годы специалисты начали уделять особое внимание вопросам взаимодополнения образования и здравоохранения. Проблемы укрепления здоровья детей и подростков, обеспечения условий полноценного развития и без-опасного образования, предотвращения социальной, личностной и нравственной деградации подрастающих поколений начинают рассматриваться как общие и связанные между собой. Стали регулярными межведомственные форумы, посвященные выработке системы и стратегий взаимодействия представителей «помогающих профессий». О налаженной

05.10.2012


18

Совместной деятельности пока говорить рано, но важен сам факт такого движения и осознание его необходимости.

Перед практическими психологами, педагогами, врачами встает задача по преодолению узкопрофильного мышления и освоению междисциплинарного пространства, в котором действуют нормы многообразия, открытости, диалога. Выявление общего и специфического в деятельности смежных специалистов развеивает иллюзию квалификационной самодостаточности, обеспечивает объемную картину действительности, открывает новые пути и дополнительные возможности для совместного решения актуальных проблем. Это сложная работа, стимулирующая науку и обогащающая практику. Под ее влиянием зарождаются эвристические понятия (например, «психологическое здоровье»), обосновываются теоретические модели и принципы (например, антропологическая модель субъективной реальности и ее развития в онтогенезе или принцип трансметодичности в психотерапии), оформляются целые разделы (например, психология здоровья), призванные объединить и систематизировать уже имеющиеся знания и опыт.

По нашему мнению, Теория психологического здоровья и основанная на ней профессиональная идеология могут оказать конструктивное влияние на развитие профессиональной кооперации как внутри системы образования, так и на ее границах. Их появление — плод развития гуманитарного знания, прежде всего течений, которые связали проблему здоровья со спецификой человеческой экзистенции (персонология, феноменология, экзистенциализм). Инициатива в постановке и разработке проблемы психологического здоровья принадлежит гуманистической психологии, оказавшей заметное влияние на сферы образования и здравоохранения. Феноменологический подход в психотерапии лег в основу практических аспектов профессиональной заботы о психологическом здоровье людей. Практика оказания квалифицированной психологической помощи стала «лабораторией» эмпирического

20

1 Обоснования концепций психологического здоровья.

Вместе с тем В отношении термина «психологическое здоровье» сложилась

Двусмысленная ситуация: с одной стороны, в самом общем, интуитивно понятном

Значении он предложен как смыслообразующая и системообразующая категория

Профессионализма практических психологов образования [9], С другой — критикуется за

Многозначность содержания и широту контекстов употребления как неохваченное

Формальной дефиницией и малообоснованное. Этим обусловлена актуальность

Предметно-теоретической проработки проблемы с целью конкретизации представлений о

Психологическом здоровье (внесения семантической ясности) и подтверждения их

2 Научной достоверности (верификации , а следовательно, и «легитимизации»). В

Противном случае есть риск разрыва между провозглашаемыми идеалами и реальной,

Живой практикой их воплощения.

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Термин «психологическое здоровье» человека фиксирует два категориальных словосочетания: Психология здоровья И Психология человека — фундаментальные категории для перспектив развития психологии как научно-практической дисциплины.

По своей практической значимости и актуальности проблема здоровья считается

05.10.2012


18

3


Одной из самых важных и сложных в современной науке. Прежде чем углубляться в ее психологические нюансы, необходимо определиться с исходными вопросами. Понятие «здоровье» не имеет общепринятого унифицированного толкования, характеризуется многозначностью и неоднородностью состава. Согласно определению, которое было приведено в преамбуле Устава Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в 1948 г., здоровье — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие. Данная формулировка нуждается в уточнениях и подвергается критике за слабую практическую направленность. Исчерпывающие рациональные дефиниции здоровья остаются делом будущего. Обобщая специальные труды, посвященные проблеме здоровья, можно выделить ряд аксиоматических по своей сути положений:

1. Здоровье — это идеальное состояние. Как правило, человек не бывает на протяжении всей своей жизни вполне здоровым.

2. В первом приближении здоровье — это сложный, многомерный феномен, отражающий модусы человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможна оценка соматического, психического и личностного здоровья человека.

3. Здоровье — это одновременно состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма, развитие и функционирование психической сферы, становление, самоопределение и позиционирование личности.

4. На сегодняшний день безусловно признается эффект взаимовлияний «духа», «души» и «тела» на общее состояние здоровья человека.

5. Категория «здоровье» изначально коррелятивна полюсу индивидуальности:
состояние здоровья персонифицировано и предполагает в каждом конкретном случае
специальный анализ.

21

6. Человек может быть здоров при определенных условиях жизни (экологические и климатические особенности, качество питания, режим труда и отдыха, социокультурные факторы и др.). Условия, удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого.

7. Здоровье — это культурно-историческое, а не узкомедицинское понятие. В разное время, в разных культурах граница между здоровьем и нездоровьем определялась по-разному.

8. Для определения состояния здоровья человека необходимы, с одной стороны, эталонное основание, устойчивый образец благополучия, целостности, совершенства, с другой — описание закономерностей возникновения и течения болезней. В этом качестве выступают системы научных представлений о норме и патологии.

9. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических, взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека.

10. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей.

Длительное время проблема здоровья не являлась приоритетом психологической науки. Психология XX столетия по большей части была сосредоточена на аномалиях человеческой природы, в то время как душевное здоровье реже становилось предметом основательного изучения. Исторически сложилось так, что психология здоровья претендует на условную новизну, в отличие от психологии болезней, которая оформилась

05.10.2012


18

Как одно из прикладных направлений психологической науки — клиническая психология. Только во второй половине прошлого века, главным образом в рамках гуманистической психологии, крупнейших ученых (Э. Фромм, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и другие) вдохновила проблематика здоровой личности. Появляются первые разработки психологических концепций здоровья. В конце 1970-х гг. в общем своде психологических дисциплин выделилась психология здоровья (Health Psychology). Началось ее утверждение в качестве самостоятельной сферы психологических исследований. За сравнительно короткий период в странах западной цивилизации психология здоровья превратилась в достаточно обширную и влиятельную область исследований и их практических приложений. Складывается устойчивая тенденция возрастания роли психологии в обеспечении здоровья людей.

В современной России психология здоровья как новое научное направление еще только проходит начальную стадию своего становления. В числе ее приоритетных вопросов — выявление психологического оптимума жизнедеятельности человека и выработка критериев его оценки и самооценки. Многие ученые сходятся во мнении, что в качестве центрального объекта исследований здесь должна выступать «здоровая личность» [8; 26]. Личность есть целостный, всеохватный способ бытия человека, через который раскрывается его духовная суть [3], [12], [13]. Соответственно, особое значение приобретает гуманитарное познание — изучение феномена здоровья с человековедческой позиции.

Специальное понимание термина «гуманитарный» связано со знанием собственно Человеческого в человеке. Гуманитарный подход обращен к духовному миру человека и представляет собой ценностно-смысловое освоение атрибутов человеческой жизни. Объекты гуманитарного знания постоянно развиваются во времени истории и в пространстве культуры. Гуманитарная парадигма допускает существование разных точек зрения на одну проблему. Свидетельством этого являются работы по созданию психологических моделей здоровой личности, существенно обогатившие рациональный взгляд на проблему психического здоровья. Э. Фромм, проповедуя ценность позитивной свободы (приоритета

22

Принципа бытия над принципом обладания в мотивах и поступках людей), создал образ «нового Человека» с продуктивным характером [18; 176– 178]; Г. Олпорт, введя представление о проприативности человеческой природы, составил образ психологически зрелой личности [5; 145–149]; К. Роджерс, настаивая на том, что человек наделен врожденным, естественным стремлением к здоровью и росту, раскрыл образ полноценно функционирующей личности [10; 233–251]; А. Маслоу на основе теории мотивации личности вывел образ самоактуализированного, психологически здорового человека [7; 224– 252]; В. Франкл утверждал, что залогом жизнеспособности и психологического благополучия человека является стремление (воля) к поиску и реализации смысла своей жизни [16]; Б. С.Братусь, разрабатывая основы нравственной психологии, определил условия и критерии нормального развития и личностного здоровья человека [2; 24–50].

Данные исследования стали важным этапом в изучении проблемы психической нормы. Он связан со сдвигом в понимании психической нормы как нормы развития, расширением области исследований природы психического и изменениями в понятийном строе психологической науки. В профессиональном лексиконе гуманистически

05.10.2012


18

Ориентированных психологов появляются «поэтико-метафорические» термины, определяющие направленность развития и способы актуализации собственно человеческого в человеке. Возникает потребность в категории, которая бы способствовала понятийно-терминологической согласованности и концептуальной преемственности новых теоретических разработок, легла в основание адекватной профессиональной идеологии. На это указывал А. Маслоу: «Я предполагаю, что уже в недалеком будущем мы получим своего рода теорию психологического здоровья, генерализованную, общевидовую теорию, которую можно будет применить ко всем человеческим существам независимо от того, какая культура их взрастила, в какую эпоху они живут» [7; 354].

Эта тема нашла понимание и отклик у авторитетных отечественных психологов: «Осмысливая содержательную суть психологической службы, мы почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина — “Психологическое здоровье”. Если термин “психическое здоровье” имеет, с нашей точки зрения, отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то термин “психологическое здоровье” относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социологического, философского и других аспектов» [9; 39–40]. В продолжение этой логики, опираясь на обоснованное Б. С.Братусем различение человека как безмерного, безмасштабного существа и личности как инструмента достижения человеческой сущности [3], предварительно подытожим: Категория «психологическое здоровье» фиксирует антропоцентрический эталон здоровья.

ФИЛОСОФСКИЕ ИСТОЧНИКИ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Теоретические модели психологического здоровья представляют собой варианты развития и конкретизации более общих представлений о человеческой реальности. Их сопоставление помогает осветить исходную философско-антропологическую систему координат. В истории философии отчетливо выделяются две основные линии раскрытия сущности человеческого Я. Первое направление (XVIII–XIX вв.) связано с идеями видных представителей немецкой классической философии — И. Канта, И. Г.Фихте, Ф. Шеллинга, Г. В.Гегеля,

23

Л. Фейербаха, которые рассматривали проблему человека с точки зрения соотношения (диалектики) родовой и индивидуальной сущности. При этом индивидуальную сущность они признавали вторичной по отношению к общеродовой, а устремленность к родовой сущности считали высшим предназначением человека: с присвоением родового начала индивид реализует возможность становиться и Быть человеком. Крайней формой выражения этой традиции стало утверждение К. Марксом и Ф. Энгельсом примата социальной сущности человека, приоритета общественного над индивидуальным, получившее конкретное историческое воплощение в политике подавления человеческой индивидуальности (поглощения особенного коллективным), развитии тоталитарного жизнеустройства, при котором безлично-общественное доминирует над личным.

Чтобы индивид развивался, ему необходимы свобода и пространство для

05.10.2012


18 6

Самоопределения. Абсолютизация социоцентризма исключает эти условия, приводит к

3 Перерождению философии самоценности человека в идеологию его несвободы, которая

В угоду инертной системе социальных отношений жертвует отдельной и уникальной

Личностью, провоцирует процесс уничтожения человека в человеке (как это ни

Парадоксально).

Социоцентрической парадигме противостоит второе направление — философия индивидуализма, внутри которой развивались идеи противоположного толка (XX в.). Ее выразителями стали немецкие философы М. Штирнер, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и представители экзистенциальной философии Н. А.Бердяев, Л. Шестов, Х. Ортега-и-Гассет, С. Кьеркегор, К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Н. Аббаньяно, которые утверждали приоритет самобытности человека, полагали, что главная задача индивида — совершенствовать свою личность и Быть самим собой. Но замкнувшись на себе, персоноцентризм становится философией абсурда, ибо личность не обусловлена генотипически. Об этом свидетельствуют описанные в научной и научно-популярной литературе феномены Маугли, или, проще говоря, одичания детей, оказавшихся вне духовной общности, лишенных человеческой заботы и воспитания. Абсолютизация индивидуальной сущности неизбежно влечет за собой отчуждение родового начала, приводит к изоляции человека в мире. В реальной жизни поглощенность собой может предстать в карикатурных формах самообожания, а может обернуться чувством одиночества, потерянности и отчаяния, проявиться в отрицании всякой морали, корыстолюбии и вседозволенности по принципу «ничего святого». Осознавая это, Н. А.Бердяев предостерегал, что личности нет, если нет ничего выше ее [14].

Философско-антропологические воззрения оказали влияние на научное толкование закономерностей развития внутреннего мира человека. Здесь также можно выделить две тенденции с характерным акцентированием в картине личностно-психического развития: либо это процесс социализации (освоение индивидом системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества), либо — индивидуализации (преодоление первичных социальных связей, высвобождение индивида из традиционных, патриархальных уз, обретение личной свободы и воплощение частных инициатив).

Исторически сложившаяся философская антиномия родовой и индивидуальной сущности человека находит свое отражение в разнообразии мнений и подходов к проблеме психологического здоровья. Их диапазон может быть задан типологизацией основных тенденций по ключевым аспектам проблемы. В русле теории психологического здоровья преемственно просматриваются две ориентации:

24

05.10.2012


18

ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Социоцентрическая (к ней в той или иной степени тяготеют разработки Э. Фромма, В. Франкла, Б. С.Братуся) и персоноцентрическая (выражена в исследованиях Г. Олпорта, К. Роджерса и А. Маслоу) (табл. 1).

Авторы, представляющие первую ориентацию, ссылаются на то обстоятельство, что в отличие от животного человек не снабжен набором инстинктов и врожденных навыков, которые позволили бы ему автоматически осуществлять свою родовую природу. Человеком надо стать. Согласно этой установке психологическое здоровье характеризует процесс восхождения индивида к вершинам человеческой сущности и проявляется, прежде всего, в просоциальной личностной позиции.

Авторы, представляющие вторую ориентацию, исходят из того, что человеческой природе естественно присущи позитивные силы (потребности в доброте, дружелюбии и самоактуализации — ненасыщаемые потребности), направляющие к здоровью и росту. Соответственно психологическое здоровье является результатом обретения индивидом самого себя и проявляется в ощущении подлинности бытия.

М. Бубер считал, что, хотя людям надо начинать с поиска себя, они не должны заканчивать этот поиск на себе. Понимание себя позволяет человеку не быть все время занятым собой. Здравый смысл подсказывает, что речь идет о более сложных вещах, нежели формальное различение эгоистической и

25

Альтруистической мотиваций. Вера в собственное предназначение и чувство долга, самосовершенствование, стремление к личным достижениям и самоотдача, служение людям, делу, истине являются атрибутами личностного отношения к жизни, модальностями духовного бытия. Переживание своей доли ответственности за человеческую солидарность, следование голосу совести и стремление свободно самоопределяться, творчески созидать свое настоящее и будущее не являются антитезой

05.10.2012


18

И должны рассматриваться как взаимополагающие цели и ценности индивидуального развития, необходимые составляющие психологического здоровья. Показательно, что разные пути размышления приводят ученых к схожим представлениям о том, какими качествами должен обладать психологически здоровый человек. Социоцентрическая и персоноцентрическая установки своеобразно переплетаются и переходят друг в друга в предпринятых психологами попытках описания духовной целостности, способствующих формированию антропоцентрического эталона здоровья [5].

А. Маслоу констатировал, что самоактуализированным людям присущи социальный интерес и чувство долга, великодушие и самозабвенное отношение к делу. Он предлагал «обратить пристальное внимание на такое понятие, как “человечность”, на понятие, пока в большей степени описательное (по сравнению с понятием “самоактуализация”), однако содержащее в себе достаточный элемент нормативности» [6; 41]. Более того, он находил понятия «вочеловеченность» и «психологическое здоровье» взаимозаменяемыми, а понятие «недочеловеченность» считал адекватным обобщением «психологических заболеваний», к числу которых относил невротические, характерологические и духовные расстройства [6; 43, 46]. Справедливости ради заметим, что подобные фиксации не получили четкого методологического оформления.

В свою очередь исследователи, акцентирующие нормативность просоциальной позиции, выделили такие качества здоровой личности, как потребность в позитивной свободе, способность к свободному волепроявлению, стремление к самопроектированию жизни.

Очевидно, что теория, делающая слишком сильный крен в сторону коллективистских или индивидуалистических установок человеческого развития и существования, создает «плацдарм» для противопоставлений и становится контрпродуктивной. Существенным шагом в согласовании социоцентрической и персоноцентрической ориентаций в психологии стал антропологизм — парадигма единства человека и мира [15; 132– 134]. По нашему мнению, на сегодняшний день наиболее логично, последовательно и полно выстроенным психологическим учением о развитии человека является Психологическая антропология.

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Главные вопросы складывающейся антропологической парадигмы в психологии сформулированы в работах В. И.Слободчикова: «Как возможен человек в свете психологических представлений о нем? В чем состоит искомая человеческая сущность?»

Психологическая антропология — это психологическое учение о человеке, в котором особенность теоретического объекта исследования состоит в несовпадении с объектом психологической науки в ее естественнонаучном варианте — психикой. Вместе с тем он давно известен в психологии под именем «душа»; «душевная жизнь», «внутренний мир человека», «индивидуальный дух» — образы реальности, изучаемой психологической антропологией. Обозначение этой реальности — Субъективность. Различение психики и субъективности носит принципиальный методологический характер. Психика — это более широкое

26

Понятие, фиксирующее способ взаимодействия живых существ с миром. Психика

05.10.2012


18

Является общим свойством человека и животных. Субъективность выражает сущность внутреннего мира и родовую специфику человека, отличает его способ жизни от всякого другого.

Содержание психологической антропологии представляет собой описание явлений внутреннего мира человека, выявление оснований и условий развития субъективной реальности в пределах его индивидуальной жизни, а также психолого-педагогических условий становления человека в образовании. Психологическая антропология — это учение о субъективной реальности во всей ее полноте: онтологии, строении, условиях и движущих силах развития и закономерностях образования в интервале всей жизни. Она исследует психологию человека как целостную и развивающуюся реальность.

Религиозное, философское, психологическое учение о трехсоставной сути человека — Телесной, душевной, духовной — является основанием для построения целостных образов субъективной реальности, представления человека как Индивида, субъекта, личности, индивидуальности, универсальности [12; 165–168], [13; 207–366].

Образы субъективной реальности составляют онтогенетические ступени ее становления и развития: оЖивление, одушевление, персонализацию, индивидуализацию и универсализацию [12; 207–385].

Объектом и источником развития является Со-бытийная общность. Со-бытие — нераздельность и неслиянность двух самостных форм бытия — есть та действительная ситуация развития, где впервые зарождаются и вынашиваются специфические человеческие способности, «функциональные органы» субъективности (во всех ее измерениях). Принцип развития — динамическое преобразование систем связей и отношений в со-бытийной общности в процессах социализации (отождествления человека с другими) и индивидуализации (обособления человека в общности). При этом социализация понимается как врастание индивида в мир человеческой культуры и общественных ценностей, становление со-бытийности. Индивидуализация определяется как процесс оформления уникального и неповторимого Я, приобретения индивидом все большей самостоятельности, относительной автономности, становления самобытности. Со-бытийность и самобытность есть выражения единой сущности в природе человека, сердцевину которой составляет субъективность.

Продуктивность антропологического подхода в психологии здоровья объясняется тем, что в нем человек представлен целостно, выработаны общие представления о норме и указания на практические возможности ее обеспечения. Предельные категории психологической антропологии — субъективная реальность и со-бытийная общность — позволяют позитивно строить предметно-теоретические основания теории психологического здоровья, утверждать сугубую специфику психического здоровья человека. Она уже зафиксирована различением понятий психического и антропопсихического (в терминологии А. Маслоу, И. В.Дубровиной — «психологического»; Б. С.Братуся — «личностного») здоровья, но требует дальнейшего осмысления. Антропологический принцип, обеспечивая «рельефность» и «осязаемость» представлений о психологическом здоровье, обладает здесь значительным эвристическим потенциалом.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что Основу психологического здоровья человека составляет нормальное развитие субъективной реальности в онтогенезе. Само понятие «норма» в данном случае — это не характеристика среднестатистического уровня развития какой-либо способности, не ссылка на отсутствие выраженной патологии, высокую приспособляемость и непротиворечивость требованиям культуры, а указание на возможности высших достижений

05.10.2012


18

10


27

Для данного возраста. В соответствии с интегральной периодизацией развития субъективной реальности любые стадия, ступень, период развития имеют свою определенную форму, в которой суммируются результаты развития в виде набора вполне определенных способностей как функциональных органов субъективности. Их конкретный состав образует ориентировочные возрастные нормы психологического здоровья [12; 183–385]. Индивидуальная норма, по меткому замечанию Г. А.Цукерман и В. И.Слободчикова, есть То лучшее, что возможно В конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития [20].

При содержательном раскрытии категории психологического здоровья мы последовали напутствию А. Маслоу к тому, чтобы использовать определение «человечность» как нормативную характеристику. Психическое здоровье традиционно интерпретируется как собственная Жизнеспособность Индивида, как жизненная сила, обеспеченная полноценным развитием и функционированием психического аппарата, как умение выживать, приспосабливаться и расти в изменяющихся, не всегда благоприятных, но обычных для большинства условиях, и является предпосылкой здоровья психологического. Психологическое здоровье, в свою очередь, характеризует индивида как субъекта жизнедеятельности, распорядителя индивидуальных сил и способностей. Состояние психологического здоровья является производным от процесса поэтапного приобщения индивида к родовой человеческой сущности и на этой основе — саморазвития субъективности, совершенствования самобытия. Человечность Индивида — сущностная характеристика психологического здоровья — понимается как становление и манифестация субъективного духа, как жизнестойкость, основанная на любви к качеству жизни и воле к совершенству во всех ее областях. В христианской культуре человечность находит свое выражение в личностном способе жизни, предполагающем свободный, сознательный и ответственный выбор поведения на основе ценностно-смыслового самоопределения субъекта жизнедеятельности.

«Жизнь и дух, — писал К. Юнг, — представляют собой две силы или необходимости, между которыми находится человек. Дух наделяет его жизнь смыслом и возможностью величайшего расцвета. Жизнь же необходима духу, ибо его истина, если она нежизнеспособна, ничего не значит» [21; 292]. Соответственно, Психологическое З Доровье — это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни; максима психологического здоровья есть интеграл (т. е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человечности индивида.

В предложенной нами интерпретации человечность следует понимать как тенденцию к универсальности бытия — высшему уровню духовного развития; как восхождение к предельной полноте реальной жизни, откровению духовного единства себя и мира. Именно «универсальность бытия человека, его свобода задают всеопределяющий вектор его индивидуального саморазвития» [12; 182]. Тенденция к универсальности может быть описана как сопряжение и синергия особенного и всеобщего в онтогенезе субъективной реальности, актуализация со-бытийности и самобытности, наращивание духовной целостности, полноты и открытости индивидуальной жизни, которые в самом глубоком смысле есть свобода и любовь. «Итак, человеческое бытие становится самим собой лишь превращаясь в со-бытие, когда Свобода как любовь к Себе развивается до свободы как любви к Другому. Во всеполноте развившихся свободы и любви в нас

05.10.2012


18

Пробуждается Личность Бога. И всякий раз, когда мы относимся к Другому как к своему Ты, в таком отношении проглядывает божественное» [19; 140].

28

Было бы ошибкой считать, что нарушения психологического здоровья по аналогии с психическими недугами обязательно принимают вид душевного страдания или гротескного поведения, непременно проявляются в социальной дезадаптированности или асоциальных действиях. Напротив, люди могут успешно приспосабливаться к различным ситуациям, производить благоприятное впечатление, преуспевать и избегать поводов для внутреннего дискомфорта. Психологическое здоровье, в свою очередь, не исключает тревоги и растерянности, сомнений и заблуждений, конфликтов и кризисов. Состояние психологического здоровья имеет «мерцательную природу», т. е. здоровье и нездоровье соприсутствуют в виде противоборствующих субъективных тенденций и смысловых содержаний, каждое из которых может преобладать в отдельные моменты жизни. Вместе с тем можно говорить о направленности мотивов и характере поступков, внутреннем складе и личностной устремленности человека (на это уже указывал в своих исследованиях Б. С.Братусь). Соответственно можно выделить типичные отклонения в развитии человеческой субъективности, которые суть Тенденции к «частичности» бытия.

Недоразвитие — первая линия дизонтогенеза субъективности — определяется диффузной самоидентичностью и несформированностью внятной личностной позиции с характерным конформным настроем. Обезличенность Проявляется в арефлексивном способе жизни, неопределенности ценностных приоритетов, неустойчивом и беспринципном стиле поведения, отсутствии стремления к позитивной свободе и самостоятельности, гипертрофированной зависимости от стечения обстоятельств, чужой воли и влияния среды (необязательно отрицательного), неспособности к самопроектированию своего будущего, приземленности интересов, инфантильной безмятежности, наивных представлениях о своих возможностях, крайне слабой внутренней ответственности перед окружающими, неозабоченности вопросами морали и проблемой смысла своей жизни. Натуры, которым свойственны указанные черты, склонны к избирательной идеализации людей, выбору лидера или кумира, что отчасти компенсирует недостатки их собственной самости. Объектом обожания и подражания может оказаться преуспевающая и популярная публичная персона или человек из ближайшего социального окружения, современник или харизматический деятель исторического прошлого, позитивно настроенная личность или одиозная фигура. Здесь В структуре развития субъективной реальности прослеживается фиксация на процессе отождествления с тенденцией к гипертрофированной зависимости от других. Характер отношения к жизни и к другим людям является отражением ограниченной самобытности: человек не ведает или избегает напряжения сложных решений, риска личной инициативы и поступка, бремени ответственности, оказывается не в состоянии свободно и самостоятельно выбрать направление жизненного пути и определить свое место в обществе. Люди, тяготеющие к описываемой категории, в силу своих субъективных особенностей оказываются наиболее податливы к разного рода манипулятивным воздействиям (спекуляциям СМИ, PR-технологиям, рекламе, приемам мошенничества, псевдоцелительным практикам и т. п.).

Дисгармоничное развитие — вторая типичная линия дизонтогенеза субъективности — определяется искаженной самоидентичностью с характерным эгоцентрическим

05.10.2012


18

12


Настроем. Искажение личности Проявляется в чрезмерном самолюбии и односторонности мотивационно-смысловой сферы, явно выраженном приоритете материальных целей (комфорт, карьера, достаток, популярность, власть) над духовными ценностями, своенравии и неутолимой потребности самоутверждаться,

29

Привычке руководствоваться сугубо личной выгодой, навязывать свою волю и свои интересы окружающим, стремлении добиваться желаемого во что бы то ни стало, бесчувственном отношении равно как к дальним, так и к ближним, безнравственном характере поступков (за счет других, в ущерб другим, против других) и умении подвести под них мировоззренческую основу, отрицании чувства долга и моральной ответственности. Именно из таких натур формируются одиозные лидеры. В данном случае В структуре развития субъективной реальности прослеживается фиксация на процессе обособления с тенденцией к замкнутости на себе. Характер отношения к жизни и к другим людям является отражением ограниченной со-бытийности: человек оказывается не в состоянии преодолеть самозамкнутость, открыть смысл, вдохновляющий к децентрации, самоотдаче, терпимости и любви к ближнему. В погоне за вожделенными целями он рискует впасть в зависимость от них, и, лишившись привилегий, достатка, привлекательности или власти, переживать это как потерю самого себя, жизненный крах.

Таким образом, с генетической точки зрения — ключевой для психологической антропологии, — характерными признаками дизонтогенеза субъективной реальности в первом случае является Ограниченность самобытности И Зависимость от других; во-втором случае — Ограниченность со-бытийности И Замкнутость на себе.

С этической точки зрения — определяющей для нравственной психологии (Б. С.Братусь), признаком отклонения от нормы психологического здоровья в первом

Случае является Неспособность самостоятельно делать нравственный выбор

4 Просторечии — «малодушие» ); во втором случае — Отчуждение нравственных чувств и

5 Добродетельных устремлений (в просторечии — «окаянство» ). При всей неочевидности,

Сложности и многообразии фактических проявлений можно сказать, что малодушие и

Окаянство — это «Сцилла и Харибда» на пути развития человеческой субъективности.

Исследования отечественных и зарубежных ученых указывают на ощутимую роль

Конституциональных предпосылок при отклонениях развития субъективной реальности

— наследуемых, генетически закрепленных склонностей и качеств индивида (Э. Кречмер,

П. Б.Ганнушкин, А. Е.Личко, К. Леонгард). Вместе с тем исследования экспертов ВОЗ,

Проведенные в разных странах мира, показали, что основная причина нарушений

Психологического здоровья у детей связана с неблагоприятной обстановкой в семье и

Уродливым отношением родителей к детям [9; 36]. В материалах ВОЗ признается

Существенное влияние образовательных учреждений на психологическое состояние

Детей. При этом подчеркивается, что решающая роль принадлежит Нравственной

Атмосфере Учреждения, характеру и качеству взаимоотношений между педагогами и

Детьми [9].

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ КАК ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ

Чтобы практически обеспечивать условия психологического здоровья детей,

05.10.2012


18

13


Необходим определенный эталон, нормативная система координат. Антропологический принцип развития был операционализирован в оригинальной модели базовых педагогических позиций взрослого в детско-взрослой со-бытийной общности [20]. Системообразующий

30

Принцип — благодатный характер отношения взрослого к ребенку (т. е. благоприятствующий освоению ребенком человеческого способа жизни). Выделенные педагогические позиции: «родитель», «умелец», «учитель», «мудрец» — символизируют начальные условия полноценного, гармоничного развития детей, фиксируют измерения педагогического профессионализма и ориентиры образовательной практики (табл. 2).

Педагогические Пспнщини Цели Образования

Данная теоретическая модель позволяет выявить соответствие между представлениями о целях образовательной практики и представлениями об атрибутах психологического здоровья. Анализ концепций психологического здоровья показал, что они могут быть поняты как варианты содержательного раскрытия, интерпретации ориентиров и достижений образовательного процесса, связанных с личностным развитием (табл. 3).

Составленные исследователями описания психологического оптимума жизнедеятельности человека с известной долей условности отражают идеальные результаты образования. Это дает возможность рассматривать психологическое здоровье в качестве показателя эффективности образовательных стратегий; утверждать, что Образование, обеспечивающее детям культурно и духовно наполненную среду, полагающее нормой ценность саморазвития, становления индивида субъектом собственной жизни, направленное на актуализацию личностного начала в ребенке, формирующее с необходимостью нравственную позицию человека, является оптимальной (естественной) формой поддержания психологического здоровья детей.

Вопрос реальных влияний современного российского образования на психологическое здоровье детей — это повод для специальных исследований и

05.10.2012


18

14




Дискуссий.

05.10.2012

31

32


18

15


ГУМАНИТАРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги, обозначим общие выводы исследования.

1. В своем предельном выражении категория «психологическое здоровье» фиксирует антропоцентрический эталон здоровья, определяет направленность развития и характер актуализации собственно человеческого в человеке.

2. Психологическое здоровье — это состояние, характеризующее процесс и результат нормального развития субъективной реальности в пределах индивидуальной жизни. Индивидуальная норма психологического здоровья есть то лучшее, что возможно в конкретном возрасте для конкретного человека при соответствующих условиях развития. Максима психологического здоровья есть интеграл (т. е. единство, полнота и цельность) жизнеспособности и человечности индивида.

3. В основе нарушений психологического здоровья — недоразвитие или
дисгармоничное развитие субъективной реальности, которые есть тенденции к
частичности бытия человека. Устойчивые формы дизонтогенеза человеческой
субъективности определяются:

• ограниченной самобытностью и гипертрофированной зависимостью индивида от
других, неспособностью самостоятельно делать нравственный выбор;

• ограниченной со-бытийностью и замкнутостью индивида на себе, а также
отчуждением нравственных чувств и добродетельных устремлений.

4. Образование, выделяющее в качестве приоритета развитие ребенка как человека,
является оптимальной формой обеспечения психологического здоровья детей.

Антропологическая модель психологического здоровья (при всех ее ограничениях в пространстве реальных жизненных проблем) позволяет ориентироваться в феноменах

05.10.2012


18 16

Развития субъективной реальности, понимать природу переживаний и поведения человека. Она может быть использована практическими психологами образования в качестве рациональной основы профессиональной деятельности.

1. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993.

2. Братусь Б. С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.

3. Братусь Б. С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии //

Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А.Леонтьева, В. Г.Щур. М.: Смысл, 1997. С.67–91.

4. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2004.

5. Васильева О. С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления,

Установки. М.: Академия, 2001.

6. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997.

7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.

8. Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь, 2002.

9. Практическая психология образования / Под ред. И. В.Дубровиной. М.: ТЦ «Сфера», 1997.

10. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994.

11. Сартан М. Главный вопрос съезда // Школьный психолог. М., 2003. №19 (259). С. 1.

12. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000.

13. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.

14. Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы
психологического здоровья детей // Вопр. психол. 2001. № 4. С.91–105.

15. Соловьев В. С. Соч.: В 2 т. Т.1. М.: Издательство, 1988.

16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

17. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.

18. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Прогресс, 1990.

19. Хамитов Н. Философия человека: от метафизики к метаантропологии. Киев: Ника-Центр, 2002.

20. Цукерман Г., Слободчиков В. Мы, взрослые и остальные люди // Семья и школа. 1989. №11. С.18–20; № 12. С.19–21; 1990. № 1. С.26–28, 52; № 2. С.33–36.

21. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993.

Поступила в редакцию 15.I 2003 г.

1

Наше исследование проведено в Центре развития творчества детей и юношества

«Лефортово» под патронатом лаборатории антропологических основ психологии развития и

Образования человека Института педагогических инноваций РАО и Центра развития

Дополнительного и альтернативного образования МИОО.

2 От лат. Verus — истинный и Facio — делаю; подтверждение истинности с помощью опыта

Или связного логического обоснования.

3 В системе философских взглядов И. Канта человек, как известно, провозглашен высшей

Ценностью.

4

Буквально — упадок духа; его может проявить слабохарактерный человек, легко

Поддающийся стороннему убеждению и своим мелочным расчетам.

5 Недостойный человека, заслуживающий осуждения образ мыслей и поступков, ведущий к

Духовной гибели.

05.10.2012


118

1


118 ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ