НАУКА ПРОТИВ СУЕВЕРИЙ



«...пока мы не знаем закона природы, он, существуя и действуя помимо. вне нашего познания, делает нас рабами «слепой необходимости». Раз мы узнали этот закон, действующий (как тысячи раз повторял Маркс) н е - зависимо от нашей воли и от нашего сознания, — мы господа природы».

image067В. II Лени и

Дин из коварных приемов, применяющихся служителями церкви с целью одурманивания людей, заключается в использовании еще недостаточно исследованных наукой явлений. Учитывая, что паука еще не может объяснить причину этих явлений, церковники выдают их за чудеса, совершающиеся по воле божьей.

Однако неуклонное развитие научных знаний все больше и больше ограничивает сторонников религии в использовании недостаточно изученных явлений для создания легенд и сказок о «тайнах природы», имеющих будто бы божественное происхождение и поэтому непознаваемых и необъяснимых. Огромную роль в этом отношении сыграло павловское учение о высшей нервной деятельности. Установив физиологические основы психических процессов, Павлов разоблачил многие суеверия, которые чаще всего связывались именно с душевной деятельностью человека. К числу их относятся так называемая телепатия, или вера в передачу мыслей на расстоянии; спиритизм — легенда о возможности вызыва
ния духов и общения сними; миф о-воскрешении ИЗ'МертВЫХ,, вера в вещие сны; таинственность гипноза и др. Вера в возможность передачи мыслей на расстоянии, как ошибочно считают некоторые, получила в последнее. время как бы поддержку в электрофизиологических исследованиях головного мозга. Еще в 1912 году в России Правдич-Неминский, а позже в Германии Бергер (1925) впервые зарегистрировали колебания электрических потенциалов головного мозга человека. С помощью высокочувствительных приборов эти токи отводятся с поверхности головы, и после многократного усиления они могут стать настолько сильными, что вызывают движение маленького зеркальца или катодного луча в катодной трубке. Это последнее обстоятельство дает возможность зарегистрировать эти токи на фотобумаге. Отсюда и возникли утверждения, что если аппаратуру, регистрирующую биотоки мозга, сделать еще более точной и восприимчивой, то явится возможность при наблюдении за колебаниями тончайших токов мозга читать возникающие в нем в это время мысли. Такие утверждения научно не обоснованы.

Электрические токи в организме (биотоки) можно наблюдать не только в головном мозгу, но и во всяком другом органе тела, хотя в разных органах они имеют различную форму и частоту. В данное время хорошо изучены биотоки сердца, нервов. и скелетных мышц. Выяснилось, что возникновение биотоков сопровождает жизнедеятельность не только органов животного, но может быть обнаружено и в растениях. Оказывается, от листа любого растения можио отвести электрические токи и обнаружить разность потенциалов, если одну половину листа оставить освещенной лучами солнца, а другую — затемнить. Возникновение разности электрических потенциалов в этом случае имеет в своей основе различия в физико-хими - ческом состоянии двух наблюдаемых участков живой ткани, зависящие от разного уровня обмена веществ в них. Следова тельно, биотоки мозга ничего сверхъестественного не представляют и как электрические токи любого органа являются естественным свойством всего живого.

Биотоки головного мозга точно так же, как и многие другие физические и химические явления, лежат в основе сложнейших физиологических процессов, из которых складывается жизнедеятельность мозга. Любой из этих показателей — температура мозговой ткани, ее витаминный состав и множество других химических реакций с таким же основанием, как и электрические токи, можно было бы пытаться использовать в качестве средства для «прочтения» мыслей. Однако каждый согласится с тем, что было бы нелепо, определяя, например, содержание кислорода или углеводов. в мозгу, задаться в то же время целью «прочесть» мысли. Точно так же обстоит дело и с электрическими токами мозга. Никаких оснований для «прочтения», или «передачи» мыслей с помощью биотоков нет. Мышление, мысль есть функция достигшей наибольшего развития мозговой ткани, абсолютно не отделимая от нее. Марксизм учит, что мышление есть продукт материи, достигшей в своем развитии высокой степени совершенства, а именно — продукт мозга. Мозг — орган мышления, и нельзя поэтому отделять мышление от материи, не впадая в грубую ошибку.

Основоположники марксизма называли грубым, - вульгарным материализмом наивные представления некоторых философов XIX столетия, допускавших, что мозг производит мысли подобно печени, выделяющей желчь. Если признать эту механистическую точку зрения правильной, то следует сделать вывод, что мысли представляют собой нечто вещественное, что их можно собрать, взвесить, измерить. Философия и физиология полностью отрицают подобную нелепость. Отсюда становится совершенно ясным, что телепатия представляет шарлатанскую выдумку, которая ни в наше время, ни в будущем, как бы ни усложнялась техника и точность электрофизиологического эксперимента, не будет иметь никакого научного основания.

В последнее время получили распространение сеансы «угадывания» мыслей. Особенную известность приобрел в этом отношении Вольф Мессинг.

Мессинг развил у себя тонкую способность «чтения» мыслей. Не трудно установить, что эта способность имеет вполне научное основание. Кто бывал на сеансах Мессинга, тот хорошо знает, что он «читает» мысли, связанные исключительно с представлениями о каких-либо двигательных актах. Пойти в какой-либо ряд зрительного зала, вынуть у кого-нибудь бумаЗкник, положить его в карман соседу и т. п. — вот что обычно делает Мессинг. Всякую другую мысль, не связанную с представлением о движении, Мессинг разгадать не в состоянии.

В чем секрет успеха Мессинга?

В физиологии давно известны так называемые идиомоторные мышечные движения. Еще один из ассистентов Сеченова заметил, что, когда человек думает о каком-нибудь движении, он в какой-то степени его производит. Когда я думаю, положим, о круге, говорил Павлов, тогда рука делает едва заметное круговое движение, и прибор может записывать это движение.

«Давно было замечено и научно доказано, что, раз вы думаете об определенном движении, т. е. имеете кинестетическое представление, вы его невольно, этого не замечая, произ


Водите». Подобные опыты в лаборатории В. М. Бехтерева производил доктор Спиртов.

«Угадывающий» доысли Мессинг обязательно ¡нуждается в том, чтобы держать за руку человека, которому поручено исполнить то или иное желание зрителей. Мессинг развил тонкую способность улавливать совершенно незаметные для всех других идиомоторные движения своего партнера. Дополняя это наблюдениями за его мимикой, Мессинг получает возможность делать довольно точные предположения о том, куда надо идти. Дойдя до задуманного партнером ряда, он таким же образом определяет, около кого остановиться, взять ли у него бумажник, снять ли очки и т. п. Высокоразвитые способности Мессинга в этом отношении бесспорны. Однако попытка видеть в этом чудо, а тем более объяснять угадывания Мессинга его способностями «чтения» мыслей, то есть передачей мыслей на расстоянии, — ненаучная и вредная попытка.

Спиритизм (от латинского слова «БртШэ» — душа, дух) представляет «учение» о том, что некоторые лица (медиумы) способны вызвать (обычно выстукиванием) дух кого-либо из умерших людей и вступить с ним в переговоры, задать ему вопросы.

Ф. Энгельс в статье «Естествознание в мире духов» подверг разоблачительной критике спиритизм. Останавливаясь на известных в то время сеансах «духовыстукивания и духовиде - ния», Энгельс показывает, что это всегда сводилось к шарлатанству. В качестве «духов» являлись вполне земные существа, за достаточное вознаграждение исполнявшие роль того или иного представителя «потустороннего мира».

Энгельс едко высмеивает доверчивых и легкомысленных ученых, готовых всерьез принять это надувательство со стороны «духов», в качестве которых обычно выступали молодые дамы, решительно ничем не отличавшиеся, как заметил Энгельс, от земных женщин.

Описывая спиритические сеансы, вызов «духов» и приводя примеры того, как отдельные, даже крупные, ученые (Уоллес, Крукс и др.) становились жертвами этого фокусничества, Энгельс обратил внимание на то, что подобное увлечение явилось результатом пренебрежения к теоретическому, философскому мышлению.

В XIX веке среди многих ученых было распространено убеждение, что дело ученых — наблюдать факты, и не больше. Этот эмпиризм приводил в свою очередь к отрицательному отношению к философии и, в частности, к диалектике. Энгельс указывал, что некоторые из самых трезвых эмпириков стали жертвой «самого дикого из всех суеверий», как он .назвал спиритизм. . ,

Спиритйзм в конце прошлого столетия был весьма распространен в Америке и Англии; появились поклонники спиритизма и в России. Физическое общество при Петербургском университете вынуждено было даже назначить комиссию для проверки подлинности спиритических явлений. В комиссию вошли знаменитый химик Д. И. Менделеев, известный физик К. Д. Краевич и др. После года работы комиссия пришла к заключению, что «спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие».

Выводы комиссии были опубликованы в газете «Голос» в 1876 году.

Религиозные верования нередко используют рассказы о воскрешении мертвых. Эти выдумки не выдерживают никакой критики.

Жизнь и смерть человека — тема, глубоко и близко волнующая каждого из нас. Однако если в явлениях жизни мы в ка - кой-то мере разбираемся на основе самонаблюдений, то все, что касается смерти, нередко остается уделом дога/уж, страха, порождающего измышления о таинственном и мистическом, Поэтому, прежде чем говорить о «воскрешении мертвых», необходимо определить понятие смерти с научной точки зрения, что представляет известную трудность. Дело в том, что смерть человека мы чаше всего оцениваем по внешним признакам. Человек перестает дышать, у него прекращается биение сердца; тогда врач определяет роковой исход, сообщая, что больной умер. С точки зрения обычной, бытовой оценки наступила смерть.

Если же попытаться проанализировать это состояние в научном отношении, оказывается, что смерть еще не наступила..

Явления жизни и смерти постоянно сопутствуют друг другу, тесно переплетаясь. Грудной ребенок, который только что обрел жизнь, с этого же самого момента, если рассуждать с биологической точки зрения, начинает умирать. Это связано с тем, что сама жизнедеятельность требует расходования и изменения вещества клеток тела. Наблюдая пожилого человека и отмечая у него седину и выпадение волос, появление морщин и дряблости кожи, порчу зубов и т. д., мы видим явственные признаки старения организма — значит, проявление умирания. Однако не только в этих внешних признаках выражается увядание организма в течение жизни. Дело в том, что любой жизненный процесс протекает на основе явлений разрушения. Наш организм построен из тканей и органов, состоящих из клеток. Жизнь организма зависит от деятельности его клеток. Если искать основу жизнедеятельности, оказывается, что клетки живут в той мере, в какой в них наряду с созидательной функцией протекают процессы разрушения. Нельзя £ебе представить жизненного процесса в клетках, при котором они оставались бы неизменными. Чем* напряженнее протекает жизнедеятельность клеток, тем более выражены разрушительные процессы в них.

Французский физиолог Клод Бернар еще в половине XIX столетия выразил эту мысль довольно неожиданно звучащим положением: «Жизнь — это смерть». Клод Бернар подчеркивал этим, что явления жизни совершенно обязательно и неотрывно связаны с процессами смерти. Фридрих Энгельс в работе «Диалектика природы» указывал: «Уже и теперь не считают научной ту физиологию, которая не рассматривает смерть как существенный момент жизни, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соотношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше,— смертью. Диалектическое понимание жизни именно к этому и сводится. Но кто однажды понял это, для того покончены всякие разговоры о бессмертии души... Таким образом, здесь достаточно простого уяснения себе, при помощи диалектики, природы жизни и смерти, чтобы устранить древнее суеверие. Жить значит умирать» [28].

Такое понимание сущности жизни приводит к выводу о том, что момент, когда врач констатирует наступление, смерти, не означает еще, если смотреть на это с точки зрения физиолога, абсолютного прекращения жизнедеятельности организма. Наступила лишь так называемая «клиническая смерть», происходит процесс умирания.

Научное представление о сущности жизни и смерти свидетельствует, что подобно тому как жизнь пронизана элементами умирания, так и в первоначальном состоянии смерти на трупе можно обнаружить те или иные проявления жизни. Этот период, к сожалению, сравнительно короток и длится не часы, а минуты. Все же, измеряемый даже и в минутах, этот срок является поисти-ие драгоценным, так как в течение его умирание представляет состояние обратимое, и в ряде случаев жизнь может быть восстановлена. Речь идет, конечно, об умирании случайном, когда организм еще не изношен, например в случае смерти молодого человека, наступившей в результате ранения. Понятию о клинической смерти противостоит представление о смерти истинной, биологической. Теперь проблески жизнедеятельности угасли, и смерть наступила как явление »необратимое. Новейшие успехи советской науки позволяют значительно удлинить срок пребывания в состоянии


Клинической смерти, после которого еще возможно оживление. Так, в условиях охлаждения трупа удалось восстановить жизнь даже через 30 минут, как сообщал об этом советский физиолог В. А. Неговский.

Смерть биологическая является обязательным продолжением смерти клинической, если в отношении случайно умершего не предпринято надлежащих мер по восстановлению жизни. Если иметь в виду умирание, вызванное тяжелой болезнью (туберкулез, рак), разрушившей жизненно важные органы, момент наступления смерти клинической совпадает со смертью биологической.

Во многих случаях смерть здоровых людей происходит по случайным причинам и наступает преждевременно.

Как уже указывалось, в период клинической смерти можно даже на трупе наблюдать многие признаки продолжающейся жизни. Известно, что на трупе отрастают ногти, волосы. Это, конечно, внешние, незначительные признаки продолжающегося жизненного процесса, однако они дали повод к тому, чтобы физиологи задались целью восстановить жизнь, которая продолжается еще. известный срок в трупе. Первоначально все внимание было направлено на восстановление жизнедеятельности отдельных органов. Были проведены опыты, в результате которых удалось наблюдать «переживание» органов. При удалении какого-либо органа из организма оказывалось, что в условиях самостоятельного существования* жизнедеятельность его некоторое время продолжалась. Такие опыты мы условно будем называть в дальнейшем опытами «оживления».

В 1895 году была сделана впервые попытка оживить сердце. Начали с сердца наиболее простых, так называемых хладнокровных животных. После того как сердце было изъято, для него создавали условия, воспроизводящие естественное питание сердца. Специальная жидкость заменила кровь, она содержала соли и надлежащие питательные вещества. Сердце выполняло в этих условиях свою обычную деятельность. Позже удалось оживить и сердце высших животных. «Мертвое» сердце приобретало способность полностью восстановить свою деятельность. Изъятое из трупа сердце первоначально находилось в' покое, затем начинало сокращаться. Это являлось полным основанием для утверждения, что сердце ожило. Удачные результаты таких опытов дали повод русскому физиологу

А. А. Кулябко в 1902 году решиться на очень смелый для того времени эксперимент — он решил оживить сердце человека. Для опыта было взято сердце ребенка, который погиб от заразного заболевания. Труп пролежал в течение ночи на леднике, наутро Кулябко приступил к эксперименту. Были созданы упомянутые выше условия, то есть через сосуды сердца пропускалась жидкость, заменяющая кровь, она приносила возбуждающие соли, питательные вещества, кислород. Жидкость была подогрета до нормальной температуры тела. По истечении нескольких десятков секунд Кулябко мог увидеть, как «мертвое» сердце ребенка ожило и начало сокращаться. Выдающийся факт породил много проверочных опытов. Итог их показал, что если оживление сердца человека казалось в свое время событием - необычайным, то в наши дни стало совершенно обычным фактом. В научной литературе сообщается о многих случаях оживления сердца не только у детей, но и у взрослых. В настоящее время никто не сомневается, что сердце, взятое из трупа здорового при жизни человека, можно оживить и заставить снова работать. Советскому ученому С. В. Андрееву удалось оживить сердце - на пятые сутки после смерти.

В. нпмание экспериментаторов было обращено на сердце не случайно. Сердце является одним из главных органов нашего тела, именно поэтому первые эксперименты оживления были сделаны на нем. Однако жизнедеятельность организма связана не только с работой сердца. Организм состоит из большого числа органов, поэтому удачные результаты, полученные с оживлением сердца, надо было расширить, выяснить, способны ли восстановить свои функции в условиях изоляции и другие органы тела. В этом направлении начиная с конца прошлого столетия было выполнено большое количество опытов. Работами Сеченова, Кравкова, американского исследователя Карреля и других было доказано, что отдельные органы тела (многие железы, кишечник, даже палец руки), изъятые из трупа, способны в известных условиях продолжать жизненные функции. Как можно определить — живет палец или нет? Оказывается, есть показатели, по которым можно это установить. Речь идет о состоянии кровеносных сосудов. Они способны, будучи живыми, изменять с-вой просвет. Если сосуды расширены, через них пройдет большое количество жидкости, если они сужены, уменьшается количество пропускаемой сосудами жидкости. Кратков доказал, что палец, изъятый из трупа человека, способен в течение десятков дней сохранять жизнедеятельность. Свидетельством этому являлось наличие таких функций, как реакция сосудов, потовых желез, отрастание ногтей. Результаты описанных опытов показали, что не только сердце, но и все другие органы способны продолжать жизнь, будучи изъятыми из трупа. Эти факты позволили физиологам выдвинуть проблему оживления целого организма. В самом деле, если можно по частям оживить организм, начиная с сердца и кончая другими органами, то, вероятно, можно попытаться оживить весь организм. Для этого нужно было решить важный вопрос — способна ли центральная нерв
ная система восстановить свои функции после клинической смерти. Этот вопрос был разрешен главным образом русскими физиологами. Упомянутый профессор Кулябко вскоре после удачного оживления сердца занялся оживлением головы рыбы. Через кровеносные сосуды головы пропускалась жидкость, заменяющая кровь. В результате удавалось наблюдать, что рыба двигала глазами и плавниками, закрывала рот,—одним словом, наблюдались признаки, позволяющие считать, что голова живет. Эти опыты, как и другие результаты подобных же экспериментов, проведенных на голове собаки и даже на голове умершего человека, дали основание нашим соотечественникам — физиологам

С. С. Брюхоненко и С. И. Чечулину специально заняться вопросом о возможности оживления центральной нервной системы. В 1928 году на съезде физиологов в Москве присутствовавшие имели возможность наблюдать замечательные эксперименты. С. С. Брюхоненко и С. И. Чечулин сопроводили свой доклад демонстрацией собачьей головы, отделенной от туловища. Когда на язык этой головы накладывали ватку, смоченную кислотой, обнаруживались все признаки отрицательной реакции: гримасы, чавканье, была попытка выбросить ватку. При вкладывании в рот колбасы, голоза облизывалась. Если на глаз направляли струю воздуха, можно было наблюдать реакцию моргания.

image068подпись: наука добыла много дока-зательств возможности управлять различными жизненными явлениями. если отделить от туловища собаки голову, но обеспечить поступление в ее кровеносные сосуды крови или заменяющей ее питательной жидкости, подогретой и насы-щенной кислородом, такая «изолированная» голова способна жить до 2ч2 часов. контролем служили реакции расширения зрачка, мигания, дыхательные движения и др.
(опыты с. с. брюхоненко и с. и. чечулина).
В последние годы французкому ученому Бремеру удалось получить полностью изолированный головной мозг, лишенный всех связей с остальной нервной системой, но питающийся кровью от самого организма. Тончайшие электрофизиологи- ческие исследования показали, что жизнь мозга неотделима от постоянной продукции электрической энергии. Умирание его призодит к прекращению электрических явлений; последующее восстановление — к появлению биотоков.

Таким образом, опытами наших советских и зарубежных

К

Ученых было доказано, что головной мозг также может быть оживлен. Основной вопрос о возможности оживления всего организма в целом тем самым решался положительно. Если можно оживить отдельно сердце, кишечник, железы и центральную нервную систему, никаких сомнений не оставалось в том, что можно пытаться оживить и весь организм.

Пионером таких попыток явился Ф. А. Андреев. В десятых годах текущего столетия он приступил к оживлению целого организма. Ф. А. Андреев, а впоследствии С. С. Брю - хоненко вели исследования «а собаках. Собаки умерщвлялись в результате выпускания крови. Начало смерти отсчитывалось от того момента, когда прекращалось дыхание, сердечные сокращения и исчезали мигательные реакции век на прикосновение к роговице.

По истечении некоторого срока от момента наступления клинической смерти приступали к оживлению организма. Попытка оживления организма связана в основном с воздействием на сердце и на кровообращение.

Был создан специальный аппарат, названный «автожекто - ром», который позволял нагнетать кровь по кровеносной системе, стимулировать сердце и воздействовать на дыхание. Результаты опытов С. С. Брюхоненко были вполне удовлетворительны. Удавалось оживить собак, которые пробыли в состоянии смерти 7—8 минут.

В период Великой Отечественной войны бригада физиологов под руководством В. А. Неговского произвела неоднократные попытки оживления в условиях военно-полевой обстановки людей, погибших в бою.

Надо признать, что итоги работы этой бригады были безусловно положительны. Во многих случаях, когда врачи констатировали наступление клинической смерти и было признано, что человек умер, физиологи возвращали к жизни этот труп.' Подобное удалось выполнить в большом количестве случаев.

В материалах, собранных бригадой Неговского, приведены следующие данные. Оживление было проведено на 51 трупе, и 12 человек были возвращены к жизни. Таким образом, оживление удалось почти в 25 процентах случаев. Когда речь идет об оживлении человека, то 25 процентов удачных случаев следует признать весьма положительным результатом.

Чтобы проиллюстрировать условия, в которых шла работа, приведем данные одного из протоколов наблюдений: .

«Черепанов Валентин Дмитриевич, красноармеец энского гвардейского стрелкового полка. Родился в 1923 г. Поступил в полевой госпиталь 3 марта 1944 г. Диагноз: слепое осколочное ранение средней трети правого бедра с нарушением целости бедренной артерии и вены и повреждением седалищного «нерва. Шок третьей степени. В госпиталь доставлен через два часа после ранения в чрезвычайно тяжелом состоянии. Пульс нитевидный,, дыхание прерывистое, слабое, сознание затемнено».

Раненому была оказана немедленная хирургическая помощь, но она оказалась уже бесполезной. После операции раненый умер.

В истории болезни записано: «Смерть последовала от шока и острой кровопотери 3 марта 1944 года в 14 часов 41 мин. Раненый находится в состоянии клинической смерти. Пульс не прощупывается, сердце не работает, дыхание отсутствует. Зрачки расширены максимально».

Через несколько минут после смерти Черепанова приступили к его оживлению тем способом, который описан выше. Через одну минуту начало работать сердце. Через несколько минут появилось самостоятельное дыхание. На 22-й минуте при раздражении глаз раненый начал моргать. Через час появились первые признаки восстановления сознания. «В 23 00" — общее состояние больного тяжелое. Он спит. При оклике легко выводится из сна. Отвечает на вопросы. Просит пить. Жалуется на то, что ничего не видит. На следующий день зрение у оживленного восстановилось».

В дальнейшем Черепанов был эвакуирован в тыл и. выздоровел. В центральной прессе была напечатана в свое время статья, посвященная этому случаю оживления, и приведен фотоснимок самого «воскресшего», сделанный во время прогулки его в парке.

Когда он выздоровел, к нему направились корреспонденты газет. Любопытно содержание одной из бесед с ним.

Когда бывшего «покойника» корреспондент спросил: «Вам известно, какую вам сделали операцию? — Черепанов ответил: «Да, меня вытащили с того света, я ведь был мертвым». — «Что же вы видели на том свете?» — «Я потерял сознание еще до момента смерти, и оно вернулось ко мне по окончании операции. Все это время я пробыл как бы под наркозом. Я проспал свою смерть».

Приведем еще один пример «оживления» уже в условиях послевоенного времени.

28 марта 1948 года в хирургическую клинику медицинского института г. Сталино была доставлена больная 24 лет с огнестрельным ранением правого бедра. Отмечалось обильное кровотечение. В перевязочную комнату она была доставлена без дыхания. Пульс не определялся, тоны сердца не выслушивались. По словам доставившего больную фельдшера, дыхание у нее прекратилось в момент перекладывания из машины на носилки. Таким образом, с момента остановки дыхания прошло 4—5 минут. Время, когда остановилась сердечная деятельность, точно установить не удалось. Дежурный врач кандидат медицинских наук Г. П. Уткин немедленно предпринял нагнетание крови с адреналином в артерию. Одновременно с этим начали производить искусственное дыхание. Через 1 минуту появились беспорядочные сокращения сердечной мышцы, еще через 2 минуты восстановилось дыхание. Через 5 минут от начала артериального нагнетания сердечная деятельность стала ритмичной. Одновременно была проведена необходимая операция. Через 10 минут после восстановления дыхания больная пришла в сознание и была переведена в палату. На 22-е сутки больная выписалась.

В Советском Союзе проживают и счастливо трудятся уже сотни таких «оживленных» людей.

Недавно в одной из ленинградских клиник был произведен удачный опыт восстановления жизни замерзшего человека. Пациент находился в течение 18 часов в лесу под снегом при температуре воздуха минус 18°С. С едва заметными признака - ми жизни он был доставлен в клинику.

Применение новейших средств научной медицины привело1 к полному восстановлению здоровья. Отсутствовавшее 8 дней: сознание полностью восстановилось.

В хорошем состоянии здоровья больной был демонстрирован на заседании общества врачей хирургов.

Примеры с оживлениями, возвращениями к жизни людей, которые находились в состоянии клинической смерти, убедительно показывают, что никакой души, живущей самостоятельно, независимо от тела, не существует.

Не только смерть, но и жизнь человека находятся, по религиозным учениям, во власти божьей. Результатами божьей кары объясняли религиозные люди появление и губительных в свое время эпидемией. Свирепствовавшие чума, холера и другие массовые заболевания уносили многие тысячи жизней.

Развитие медицины положило предел этим бедствиям. Исчезли и чума и холера, в большинстве районов нашей страны исчезла малярия, резко понизилась детская смертность от скарлатины, дизентерии и других распространенных в еще недавнем прошлом заболеваний.

Борьба за здоровье и счастливое долголетие человеческой жизни становится уже не мечтой, а реальной задачей, которую осуществляют Советское государство и наука.


*

'Сон и особенно сновидения представляют едва ли не самый частый вопрос обсуждения, если речь заходит о явлениях душевной деятельности.

В среднем одну треть жизни, то есть примерно двадцать - пять лет, человек спит. Не вызывает сомнений, что сновидения, нередко фантастические, яркие, как чудесная*сказка, иногда, наоборот, очень близкие к действительности, возникали у каждого человека. Вот именно поэтому обсуждение содержания сновидений, их значения, попытки предсказания события на основании характера сновидений, вероятно, ведут свое начало от самых ранних этапов истории человечества.

Научное познание природы, сна и объяснение сновидений— завоевание самого недавнего времени. За длительный период, предшествовавший этому, вокруг явлений сна и сновидений сложилось множество суеверий, идеалистических сказок о таинственной, непознаваемой природе сна, вещих сновидениях и т. д.

Недостаточность научных знаний в какой-либо области обычно используется религиозными учениями. Так случилось и со сновидениями — они представляют частую тему, встречающуюся в различных религиозных легендах, и также часто являются основой разных суеверий.

Уже с самых давних времен проявлялось стремление - найти объяснение причин и сущности сна и сновидений. Начинали с самого простого.

Так, например, название крупных кровеносных сосудов, проходящих на шее к голове, — сонные артерии — не случайно.. Это отражает попытку тысячелетней давности связать причины происхождения сна с недостатком крови в мозгу. Нужно сказать, что этот взгляд сейчас утерял всякое значение, потому что имеются противоположные данные, показывающие, что во время сна мозговые сосуды расширяются и мозг получает достаточно полное кровоснабжение.

С прогрессом естествознания в XIX столетии, когда химическая наука получила особенно глубокое развитие, появился ряд попыток толковать явления сна с химической точки зрения.

Одна из них, наименее удачная, была связана с представлением о том, что в организме во время бодрствования накопляется некое вещество, получившее название гипнотоксина (сонного яда). Предполагалось, что известная степень накопления этого гипнотоксина и вызывает у бодрствующего , человека или животного наступление сна. Эта попытка фран-


Цузских физиологов не оказалась удачной, хотя вокруг нее в начале XX столетия было немало шума.

Опыты, которые дали повод к таким вы-водам, заключались в следующем. Собаке 'насильственно не давали долгое время спать. Ее тормошили, беспокоили, ночью сторожа таскали ее за собой на веревке. Было обнаружено, что спинномозговая жидкость, омывающая нервную систему, взятая у животных, после бессонницы, обладает снотворным действием. При - введении ее животным последние впадали в сонное состояние. Этот опыт дал возможность предположить, что в сыворотке «бессонных» собак накапливается особое ядовитое вешество— гипнотоксин. Появление такой сыворотки, как казалось, от» крывало богатые перспективы, ибо, если найден яд, можно* искать и противоядие. Однако эти надежды не оправдались. Во-первых, неправильной была и сама предпосылка к опытам, связанная с ожиданием найти какое-то вещество, действие которого вызывало бы естественный сон. Как мы увидим ниже, сон представляет общее функциональное состояние центральной нервной системы. Однако те или другие химические вещества могут способствовать наступлению сна, но не вызывать его. Так и было в описанных опытах. Глубокое утомление, вызывавшееся у собаки бессонницей, порождало изменение химизма крови и спинномозговой жидкости. Поэтому действие их на свежих животных и было расценено как снотворный эффект.

Бол'ее удачна и более нова попытка, относящаяся к 30-м годам нашего столетия, — связать происхождение сна с образованием и накоплением в крови брома; того самого брома, который в виде бромистого натрия принимают нуждающиеся в этом больные по совету врача. Оказывается, что бром продуцируется в организме.

Образование брома в организме, с одной стороны, а с другой — знание, что действие брома действительно связано с успокаивающим влиянием на нервную систему и предрасполагает к наступлению сна, и сделало такую теоретическую попытку более или менее вероятной.

Можно было бы говорить и о других взглядах на происхождение сна с химической точки зрения. Однако их следует сразу отвергнуть.

Состояние сна является функциональным свойством центральной нервной системы, и наступление сна имеет причиной деятельность нервных центров, а не первичное действие ка- кого-либо химического вещества.

Химическим теориям сна противоречат многие факты.

Каждый из нас, не нуждаясь в специальных лабораторных опытах, знает, что состояния сна и бодрствования могут быть очень мимолетными, взаимно и скоро проходящими. Можно быть очень усталым (а усталость располагает ко сну) и после пятиминутного сна снова оказаться бодрым. Трудно думать, что за такой короткий срок могла произойти ликвидация тех глубоких химических изменений, которые предполагаются в связи с химическими теориями.

Противоречат им. и факты, вытекающие из сравнения естественного сна у детей грудного возраста и стариков.

Как известно, грудные дети почти две трети суток пребывают в сонном состоянии, наоборот, у стариков сон короткий, поверхностный, легко прерывающийся. Эти факты противоречат химическим теориям сна, согласно которым по мере возрастания работы нервной системы все в нарастающей степени образуются и «вещества», «вызывающие сон.

Однако не вызывает сомнения, что нервная система старика за день бывает гораздо больше нагружена и выполняет большую деятельность, чем это имеет, место у ребенка, у которого вследствие недоразвитости самого мозга и органов чувств и нагрузка на них относительно невелика.

Приведем еще один общеизвестный факт. Если человек утомлен, он легче засыпает, но если человек переутомлен, он часто не может заснуть. В результате переутомления может возникнуть состояние бессонницы.

Советскому физиологу П. К. Анохину удалось провести замечательные наблюдения над сросшимися близнецами. Обладая раздельными головами, они имели вместе с тем общее кровообращение. Если бы причины наступления сна были связаны с изменениями химизма крови, тогда следовало бы ожидать полную одновременность наступления сна у обоих близнецов. Однако этого не было. Один из них мог бодрствовать, в то время как другой спал. Эти интересные факты дают полное основание принципиально отвергнуть предположения о химической природе сна и искать объяснение ее на других путях.

Такие пути наметились и привели к довольно удовлетворительному решению вопроса. Это решение пришло вместе с изучением физиологических процессов в центральной нервной системе.

Не все в этом отношении было достаточно убедительным. Укажу на одну из неудачных попыток швейцарского физиолога Гесса, который выдвинул учение о специальном центре сна. Подобно тому как известен центр сердечной деятельности, центр дыхательной деятельности и многие другие, так точно Гессу казалось, что существует центр сна. Он думал так на основании того, что, раздражая электрическим током головной мозг в определенном участке, он вызывал у животных сонное


Состояние. Это правильный факт, который не приходится оспаривать. Однако он был истолкован неверно, в виде попытки признания существования специального центра сна.

Наиболее правильное решение вопроса было найдено на путях павловского учения. При изложении учения о высшей нервной деятельности было указано, что основными видами деятельности центральной нервной системы являются процессы возбуждения и торможения. Следует сейчас указать, что углубленное изучение процессов торможения в головном мозгу позволило установить наличие различных форм торможения. Одной из таких форм, специально выделенной Павловым в особую группу, и является сонное торможеиие.

Процессы возбуждения и торможения претерпевают известные изменения во время деятельности головного мозга. Один из них связан с движением возбуждения и торможения по поверхности коры головного мозга.

Могут быть обстоятельства, когда возбуждение или торможение строго локализовано в том или другом участке мозга, но чаще бывает так, что возникшее хотя бы локально возбуждение или торможение затем распространяется, как бы растекается по коре головного мозга, охватывая подчас все пространство ее. Это явление получило название распространения (по-латыни «иррадиация») процессов возбуждения и торможения по поверхности головного мозга. Расплывшаяся первоначально волна торможения может снова сосредоточиться в исходном пункте, что носит название концентрации (сосредоточение) .

Обширнейший экспериментальный материал, полученный Павловым на собаках, а затем и наблюдения на людях позволили уже в начале 20-х годов этого столетия (1911 —1913 гг.) выдвинуть взгляд на сои как на один из видов торможения, происходящего в коре головного мозга.

Что же дало повод прийти к такой точке зрения? Главным для Павлова и его сотрудников было то, что вес случаи торможения, которые возникали в результате так или иначе поставленных опытов, приводили к развитию сна у собак. Сон животных в лаборатории Павлова сделался бичом для экспериментаторов. Позже, когда возникла догадка, что он и торможение — одно и то >йе, он стал предметом изучения, но вначале он мешал выполнению задач, которые нужно было решить.

Явления расплывания торможения в коре головного мозга, лежащие в основе наступления сна, легко наблюдать и в опытах и при наблюдениях за человеком.

Если собака засыпает в лабораторном станке, то уже можно заметить самые первоначальные стадии сонного торможения, когда по общему состоянию собаки развитие сна еще не-



СХЕМА ЗАПИСИ БИОТОКОВ МОЗГА ПО СПОСОБУ М. И. ЛИВАНОВА И В. М. АНАНЬЕВА

Вверху: слева — испытуемая с электродами на голове, справа — экран телевизора со светящимися точками. Второй ряд (слева направо): пульт управления предварительного усиления биотоков. Коммутатор последовательного включения биотоков и усилитель. Внизу (слева направо): биотоки мозга перед решением задачи; вспыхивающие точки в процессе решения задачи; задача решена.

Заметно. Эти первичные признаки связаны с затрудненным« движениями языка при поедании пищи. Вслед за этим проявляется затруднение в движении челюстей/Следующая стадия связана с закрытием глаз, ослаблением шейных мышц и опусканием в связи с этим головы, и наконец все животное обвисает в лямках. Наступает полный сон.

Таким образом, можно заключить, что первоначально торможение развилось в центрах, связанных с движениями языка, распространилось на центры головы, а затем и на всю кору головного мозга. Подобную же постепенность засыпания можно проследить и на погружающемся в сон человеке, если он вынужден сохранять в это время сидячую позу.

Известно, что первоначально закрываются глаза, затем теряется способность держать голову прямо и человек «клюет носом», а в более поздний период голова «свешивается» на грудь. Далее наступает период, когда уже и все туловище засыпающему не удается сохранить в обычной позе; «клевание» распространяется теперь на весь корпус. Глубоко заснувший может упасть со скамьи, на которой он сидит.

Интересные данные можно наблюдать на засыпающем ребенке раннего возраста. Видно, что у ребенка в период засыпания появляются гримасы, вздрагивания, иногда общее двигательное беспокойство. Это показывает, что торможение распространилось по коре, но не захватило еще так называемых подкорковых центров. Именно их продолжающейся активности и следует приписать указанные гримасничание и вздрагивания.

В последний период работы Павлов различал две формы сна: сон активный и сон пассивный. То, что было сообщено выше о торможении, которое возникает в коре головного мозга в силу определенного характера раздражителей (монотонные, однообразные звуки и т. п.), надо рассматривать как сон активный.

Приведенный выше пример необычной длительности сна грудного ребенка может быть использован как пример сна пассивного.

Если сон активный возникает в силу определенного характера раздражений, то сон пассивный возникает в силу отсутствия раздражений. •

Приведем следующие примеры известных случаев пассивного сна. Встречаются больные, у которых по разным причинам почти все органы чувств бывают повреждены. У человека остаются действующими один глаз и одно ухо, он слеп на один глаз, не слышит на одно ухо, кожная чувствительность отсутствует, обоняние резко нарушено. В таких случаях можно наблюдать, что, если подойти и закрыть такому челов*-
ку глаз и заткнуть ухо, он немедленно заснет. Кора головного мозга осталась без раздражителей, потерялось то, что Павлов называл «деловое разнообразие в коре головного мозга», отсутствие его — главный повод к сонливости. Один из сотрудников Павлова В. С. Галкин произвел такой интересный эксперимент.

подпись: 
сон представляет торможение клеток коры головного мозга. монотонная, скучная речь лектора создает первоначально очаг торможения в коре, которое, распространяясь, охватывает постепенно всю кору. соответственно из дремотного состояния человек переходит в полный сон.
У животных одновременно выключались оперативным путем зрение, слух и кожная чувствительность. Такие животные потом почти круглосуточно спали. Есть и другая возможность получить в опыте пассивный сон. Если удалить хирургическим путем кору головного мозга больших полушарий у собак, то они, хотя и выживают, но почти полные сутки спят и просыпаются только тогда, когда переполнен кишечник, мочевой пузырь или животные голодны. В последнем случае животные просыпаются, начинают лаять, но стоит их накормить, и они снова засыпают.

Следует предупредить кривотолки, могущие возникнуть в связи с сообщенными фактами о развитии пассивного сна в экспериментальных условиях, если одновременно перерезать и зрительные

■нервы, и слуховые, и нервы, связанные с кожной чувствительностью. Если это же делать постепенно, то есть сперва выключить один вид чувствований, затем другие органы чувств — подобное состояние но^разовьется, произойдет перестройка и приспособление нервной деятельности. Это и объясняет, почему лица, сохранившие один глаз, одно ухо или вообще не имеющие ни зрения, ни слуха, могут полностью сохранить свой интеллект.

Известна замечательная советская женщина Ольга Скоро - ходова. Она в раннем возрасте после какого-то заболевания ослепла, оглохла и онемела. Несмотря на это, она в особой
школе научилась читать (специальным способом), окончила педагогический институт, написала прекрасную книгу «Как я воспринимаю окружающий мир», множество хороших стихов, была активной комсомолкой.

Пример со Скороходовой не единственный случай в нашей стране. Здесь мы имеем дело с компенсирующей функцией центральной нервной системы, которая необычайно обострила оставшиеся органы чувств— обоняние, вибрационную чувствительность - — и позволила за счет оставшихся чувств совершенствовать свои психические способности, свой разум.

Таким образом, мы должны признать, что в основе сна лежит торможение, возникающее первоначально локально, с тем чтобы потом с большей или меньшей скоростью охватить всю кору головного мозга.

Распространение торможения не ограничивается только высшими отделами головного мозга, то есть его корой. При нормальном и глубоком сне торможение охватывает и подкорковые центры.

Об этом свидетельствует уже тот факт, что заснувший человек не только теряет сознание и чувствительность, но и способность к передвижению и другим двигательным действиям. Наряду с явлениями нормального сна известны различные формы сноподобных состояний или некоторые формы неполного сна. Наиболее простая форма неполного сна — поверхностный сон является причиной сновидений. Это утверждение должно быть сделано без всяких колебаний. Если наступил п'ол - ный, то есть глубокий сон, сновидений быть не может. В основе сновидений лежит неполный, так называемый частичный сон.

Приведем некоторые примеры его. Частичный сон легко наблюдать у матери, заснувшей около кроватки больного ребенка. Она может продолжать спать при довольно значительных шумах, доносящихся с улицы или из соседней комнаты, но стоит ребенку даже тихо застонать или зашевелиться, как мать просыпается. Известно, что мельник, спящий при равномерном гуле жерновов, сразу же просыпается при их остановке.

Очевидно, что при этих формах сна, как и вообще во всех случаях поверхностного сна, в коре головного мозга наряду с полностью заторможенными участками наблюдаются незаторможенные и какое-то количество участков, находящихся в различных переходных фазах от бодрствования ко сну.

Таким образом, мы видим, что даже во время сна головной мозг может находиться в той или иной степени деятельного состояния. Какие же причины поддерживают работу мозга в случае неполного сна? Это могут быть раздражения из внешней среды (звуки, запахи, кожные раздражители или внутренние раздражения, возникающие от различных органов: пере
полненный желудок, позывы к мочеиспусканию и т. д.). Очень важную роль в происхождении сновидений играют следы от раздражений коры, имевших место незадолго до засыпания, а иногда следы от впечатлений и переживаний, имевших место очень давно. В последнем случае мы сталкиваемся с так называемым «оживлением следов». Некоторое разъяснение этого явления дают свойства памяти. Мы обычно запоминаем те или иные впечатления уже с довольно раннего возраста. Однако мы не всегда помним о том, что уже с той поры и в течение последующих десятков лет запечатлелось в коре головного мозга.

При некоторых условиях, например при встрече с кем-либо, беседе, рассматривании картины, а иногда, как нам это кажется, даже беспричинно, мы вдруг вспоминаем то или иное событие детства. В этом случае происходит оживление следов при бодрствующем состоянии. Это же, и даже в более яркой форме, имеет место и в незаснувших частях коры при неполном сне. Условиями, способствующими оживлению следов во время сна, могут быть разные внешние и внутренние раздражения. Причиной оживления следов во сне могут быть также изменения в кровоснабжении головного мозга: усиленный приток или недостаток крови в - нем, изменения температуры крови; особо важное значение могут иметь различные качественные изменения состава крови.

подпись: 
в основе сна лежит процесс торможения нервной деятельности. это доказывается, в частности, явлениями полного и частичного сна. на рисунке спрут, у которого лишь одна нога не заторможена. животное спит. однако в случае опасности с этой «дежурной» ноги возникнут сигналы преду-
Говоря об оживлении следов как основе для возникновения сновидений, следует подчеркнуть, что далеко не все раздражения, оставляющие след в коре, нами отчетливо осознаются. Мы можем, встретив кого-либо на улице, мельком, как говорят, взглянуть на него, не получив от этого определенного впечатления, особенно, если мы сосредоточены в это время на каких-то мыслях, однако след от виденного лица останется. Этот след впоследствии может оживиться, и лицо, как будто нам совершенно незнакомое, отчетливо возникает в сновидении. Указанное и является одной из причин происхождения «вещей», как их неправильно оценивают, сновидений.

Допустим, в трамвае вы встретились с каким-то гражданином. Он похож на вашего брата.


Встреча была мимолетной, впечатления от лица гражданина не были вами явственно осознаны. От вашего брата давно не было писем, и вы обеспокоены. Вовремя сна оживает след от образа упомянутого лица, по ассоциации всплывает и образ брата. На утро почтальон подает от него письмо, написанное, конечно, вне всякой связи с вашим сновидением. Некоторые в таком или подобном случае начинают утверждать, что брат «явился во сне» как предсказание о получении письма.

Одной из причин, придающих то или иное содержание сновидениям, могут быть переживавшиеся наяву те или иные желания, опасения, подозрения. Поскольку все это было связано с какими-то действительными обстоятельствами, они, понятно, нередко реализуются. Однако возникающие в связи с ними сновидения также относятся к числу «вещих снов», поскольку они в самом деле как бы «предвещают» события.

В области изучения сновидений была проведена большая работа. Проделывались, например, такие опыты. К пятке спящего человека прикладывали бутылку с ледяной водой и сопровождали это звоном будильника. Когда человек просыпался, он рассказывал содержание сновидений. Оказывается, ему снилось, что он ехал на тройке с бубенцами, что было очень хорошо кататься, но у него замерзали ноги.

Здесь показаны простейшие условия того, - как может возникнуть сновидение.

Иногда какой-то звук, например кашель за стеной, вызывает ярко чувственное восприятие. Так как не полностью заторможенные клетки коры переживают особые состояния, реакция будет несоответственной раздражению, не будет возможности отличить, что это кашель, и человеку приснится, что рычал лев и когтями впивался в спящего, и т. д.

Иногда при анализе причин, породивших сновидение, нас обманывает то обстоятельство, что мы не всегда можем проконтролировать запечатлеваемость следов в наших нервных клетках.

Интересен эпизод, который пережил один из ученых.

Опускаясь из квартиры по лестнице, он заметил, что колпак, который в виде украшения был на перилах, разбился. Он не придал этому значения, но однажды вдруг видит сон, что у них на лестнице появилось новое украшение в виде медной шишки. Когда он выходил из квартиры, он удивился, увидев на перилах медную шишку, а когда рассказал своим домашним свой сон, они в свою очередь были поражены и сообщили ему, что эта медная шишка уже две недели стоит на перилах. Оказывается, что он ее уже несколько раз видел, но не замечал, не осознал; во время сна этот след ожил и он увидел. лестницу с новой медной шишкой.


Среди врачебных наблюдений имеются данные о том, что характер сновидений иногда зависит от развивающегося заболевания. Одной женщине муж часто сообщал, что он видел во сне, как глотает разные предметы: то вилки, то катушки, то ложки и т. д. Будучи разумной и чуткой женщиной, она встревожилась таким постоянством сновидений и обратилась к врачу. Оказалось, что у ее мужа возникло злокачественное заболевание — опухоль глотки.

Еще пример подобного же сновидения. Одному человеку,, чувствовавшему себя здоровым, приснилось, что его укусила змея в область груди. В последующем оказалось, что у него* именно в этой области появилась язва, потребовавшая специального лечения.

Лицам с нарушением сердечной деятельности, еще не проявившимся в заболевании, часто начинают сниться устрашающие сны (разного рода кошмары). Это, как правило, свидетельствует о начале или подготовке к какому-то заболеванию^ сердечной системы. Понятно, что при трагическом исходе заболевания, вспоминая предсмертные оновидения больного, начинают утверждать, что сны были «вещие».

подпись: 
сновидения связаны с иска-женными представлениями. жужжание насекомого воспри-нимается как рычание зверя.
В большинстве случаев можно, установить причины возникновения тех или иных сновидений, но это не всегда легко сделать ввиду сложности психической деятельности человека, часто еще не поддающейся полному анализу. Недостаточность наших знаний в этом отношении не дает все же оснований признать в сновидениях что-либо* сверхъестественное, мистическое. Так пытаются излагать вопрос* лишь идеалисты и религиозные люди, для которых сновидения всегда служили обоснованием наиболее темных суеверий.

Этому способствовало то обсто - ятельство, что для сновидений нередко характерна необычная яркость и образность, фантастичность и оторванность от реального времени и пространства. Человек может в течение нескольких минут сновидения «пережить всю жизнь, облететь земной шар».

Павловское учение делает возможным материалистическое объяснение и этих загадочных и таинственных особенностей сновидений.


В главе, посвященной описанию качественных особенностей высшей нервной деятельности человека, мы ознакомились уже с работой второй сигнальной системы.

При засыпании раньше всего затормаживается именно вторая сигнальная система, в то время как первая сигнальная система еще достаточно функционирует. При просыпании, наоборот, вторая сигнальная система включается позже. В связи с этим все высшие формы мышления, в том числе и способность логических умозаключений, резко нарушаются и в известной мере утрачиваются. Поэтому-то и возникает присущая сновидениям ничем не ограничиваемая фантастика, яркая образность, отрыв от реальных представлений времени и пространства. Во время бодрствования деятельность второй сигнальной системы не только обеспечивает критическую оценку обстоятельств, .но и держит в некоторой степени торможения первую сигнальную систему.

Клетки коры, переходящие от возбужденного состояния к полному торможению, находятся в особых физиологических состояниях. Главным в этом отношении является нарушение нормальных соотношений между силой раздражителя и степенью реакции на него.

Например, могут возникнуть такие необычные для бодрствующих клеток реакции, когда на сильный раздражитель ^клетки не отвечают, а слабый — вызывает полную реакцию. Может даже случиться так, что никакие положительные раздражители не вызывают реакции, а раздражители тормозные, всегда угнетавшие, задерживавшие рефлекс, теперь вызывают ^го в полной силе. Это фактически проявляется следующим образом: раздражение от ползущей по щеке спящего мухи может породить сновидение о том, что лев раздирал спящего когтями; легкое охлаждение ног при сползшем с них одеяле порождает сновидение, связанное с ощущением при проваливании в прорубь. По этим же причинам именно слабые раздражители могут вызывать возбуждение многих, еще >не заторможенных участков коры.

Выключение функции второй сигнальной системы и нарушение нормальных реакций клеток в первой сигнальной системе во время сна дает основание к физиологическому толкованию особенностей сновидений.

Наконец следует иметь в виду, что оживление следов, являющееся, как мы установили, одной из основных причин сновидений, также осуществляется во время сна в особых условиях. Как указывалось, на фоне заторможенной во время сна коры встречаются лишь одиночные, не связанные друг с другом участки, переходящие - в сон или бодрствующие. Это создает условия нелогичности и несоответствия реальным от
ношениям, свойственные сновидениям. Логичность мышления является результатом лишь согласованной деятельности всех отделов мозга.

подпись: 
внешние раздражители, например охлаждение ног, вызывают ощущение замерзания.
Изученное Павловым торможение в головном мозгу может проявляться в разных формах. Неполное торможение при неглубоком сне приводит к сновидениям. Если торможение распространяется только на отдельные части головного мозга, оно может проявляться в разных состояниях, например в виде гипноза, летаргического сна, лунатизма. Все эти явления вполне объяснимы с позиций павловского учения. В частности, гипноз представляет собой частичный сон, при котором торможение захватывает не все отделы коры больших полушарий и не распространяется на центры, лежащие под корой головного мозга. Поэтому загипнотизированный по приказу гипнотизера осуществляет различные двигательные акты, не выходя из состояния гипнотического сна. В коре остается незаторможенный участок, на который могут воздействовать слова гипнотизера. Близость сна естественного и гипнотического видна из того, что приемы погружения в сон или гипноз одинаковы. В обоих случаях необходима покойная поза, позволяющая по возможности расслабить мышцы тела. При гипнотизировании обычно создают полумрак. Наступлению гипнотического сна способствуют различные монотонные раздражения. Иногда предлагают смотреть на какой-либо слабо блестящий предмет (врачебный молоточек, неяркую электрическую лампу и др.) Гипнотизер производит легкие поглаживания кожи (пассы), ровным голосом отдает приказание спать. Как видно, все эти условия вполне совпадают с обстоятельствами, сопутствующими наступлению обычного сна. Однако в случае сна гипнотического, как уже указано выше, торможение концентрируется лишь в коре и то охватывая ее не сплошь, а оставляя участки, с помощью которых гипнотизер будет общаться с загипнотизированным, приказывая ему выполнить различные действия или внушая те или другие чувствования. Вполне нормальный, уравновешенный человек при желании не поддается гипнозу. Легко гипнотизируются лица неуравновешенные, с ослабленной нервной системой.

Чтобы придать гипнозу таинственность, невежественные люди или шарлатаны твердят о том, что гипнотизер обладает магической силой, исходящей на гипнотизируемого из глаз гипнотизера или с кончиков его пальцев. Но магических сил не существует вообще, в том числе и при гипнотизировании.

Гипнотизировать может каждый врач, овладевший соответствующими знаниями и техникой К Конечно, авторитетность, внушительный, как принято говорить, вид врача-гипнотизера имеют свое значение и ускоряют наступление гипнотического сна, однако, как выяснено выше, основные условия развития гипнотического торможения зависят от другого.

Остановимся на некоторых оноподобных состояниях. К числу их относятся лунатизм и летаргический сон.

Лунатизм, или снохождение, проявляется в том, что человек в сонном состоянии встает с постели и переходит в другую комнату, где снова ложится. Проснувшись, он обычно -не вспоминает о том, что с ним было ночью. Иногда такие лица (их называют лунатиками) совершают в состоянии сна более дальние прогулки, иногда это совпадает с полнолунием (отсюда и ■название — лунатизм). Если учесть, что лунатики способны совершать довольно сложные движения (взбираются на крыши домов, могут идти по карнизам или выступам стены и т. д.), то становится понятным, почему наблюдающие такого лунатика обычно приходят в ужас и смятение. Именно такие наблюдения порождали множество легенд о таинственности и чудесности этого явления, что охотно использовали в своих целях служители религии.

На самом же деле мы встречаемся. в данном случае с одной из форм болезненного нарушения сна. Если нормальный сон связан с распространением торможения не только по коре головного мозга, но охватывает также и нижележащие подкорковые центры, то при лунатизме торможение развивается только в коре; нижележащие центры остаются бодрствующими. Способность к сложным рефлексам хождения, поддержания равновесия — представляют функции, которые вполне осуществляются подкорковыми центрами. Поэтому лунатик и. выполняет довольно сложные двигательные акты.

Близки к этому явления, разыгрывающиеся при летаргическом сне. Выше описан случай длительной летаргии, затянувшейся у больного К. до 20 лет. Чаще это заболевание бывает менее длительным. Даже такие жизненно важные функции, как обмен, дыхание, сердцебиение, протекают на таком пониженном уровне, что неопытный глаз может их. не заметить (например, дыхательные движения). В результате человека объявляют умершим. Представим себе, что такой мнимоумерший в момент похорон выходит из состояния летаргии, шевелится в гробу, поднимается. Можно себе представить, какой ужас охватывает присутствующих, при условии, что никто не знал о существовании таких заболеваний, случающихся к тому же очень редко и еще недостаточно изученных.

Одного такого эпизода достаточно, чтобы десятки лет о нем рассказывали, передавая из поколения в поколение, как совершилось «чудо». Понятно, что заинтересованные в религиозной пропаганде лица всегда стремились всячески приукрасить и исказить истинные обстоятельства события.

Состояние сна и гипноза были подвергнуты тщательному изучению. Это дало возможность не только материалистически объяснить их, но и использовать в качестве лечебного средства. Не только сон, но и внушение широко применяются советской медициной, в частности с большим успехом их применяют при обезболивании. В случаях, когда дело касается нарушений тех или иных функций (двигательные параличи, слепота, боли и проч.), возникающих в связи с функциональными заболеваниями центральной нервной системы, словесное внушение и гипноз могут оказать целебное действие, приводящее к полному выздоровлению. Человек, длительное время лежавший вследствие истерического паралича, по приказу врача поднимается и начинает ходить, страдавший истерической слепотой прозревает и т. п. Естественно, что многие подобные факты явились основой для россказней о чудесах, чудотворцах и т. п.

Любопытно, что могучая сила врачебного внушения была открыта при обстоятельствах, когда широко применявший его и не подозревал, каким именно путем он достигает замечательных лечебных результатов. Речь идет о почти забытом теперь австрийском враче Месмере (XVIII век). Заинтересовавшись распространенным тогда -«учением» о магнетизме, Месмер решил воспользоваться магнитом для лечебных целей. Его ожидания подтвердились. Обычный магнит, положенный на поверхность тела больного, вызвал исцеление. Месмер продолжал сеансы магнетического лечения; в ряде случаев он получал яркий лечебный эффект: слепые прозревали, а пришедшие к нему на костылях, бросив их, самостоятельно возвращались домой. Слава о лечебном искусстве Месмера росла, и он вскоре уже не мог лично принять всех больных, стекавшихся к нему с разных сторон. Уверенный в том, что он обладает «магнетической силой», Месмер «передал» свое влияние воде, в которую погружались больные. Он полагал, что из кончиков его пальцев истекают особые «магнетические флюиды», и поэтому был убежден, что, прикасаясь к воде, он сообщает ей свою целебную си


Лу. Так возникли «ушаты здоровья», а затем и магнетизиро^ ванные Месмером деревья, прикосновение к которым также исцеляло некоторых больных. Неудач не замечали, а о случаях исцеления гремела слава.

Мы, исходя из современных научных представлений, отчетливо знаем, что никаких флюидов, или магнетических сил, не существует, как и не оказывал никакого действия на больного положенный на него магнит; вместе с тем оспаривать случаи исцеления, полученные Месмером, не приходится.

/Причиной этого являлось внушение, гипноз, которыми бессознательно пользовался Месмер. Не случайно доверие к врачу, лекарственному средству или лечебному приему и ныне является одним из основных условий излечения. Существует поговорка — «каждое новое средство помогает». Действительно, если появляется новое лечебное средство и обстоятельства так складываются, что о нем широко и много начинают говорить, как о средстве, достигающем большого эффекта, нередко наблюдается, что это средство известный срок дает во многих случаях положительный результат. Однако проходит время, и это средство или чудодейственный рецепт постепенно теряет свою силу и забывается.

В значительной мере успех таких средств основан на повышенном доверии к ним, по существу же — на внушении.

Следует напомнить, что успех внушения более или менее обеспечен там, где заболевание имеет не органический, а функциональный характер (истерия, неврозы и т. д.). Такие заболевания нередки. Именно поэтому, вопреки развитию научной медицины, существовали и существуют знахари.

Велики и безграничны возможности материалистической науки. Мы убеждены, что обращая ее достижения на мирное развитие и созидание, человечество может создать подлинно счастливую жизнь.

Основным законом Советского государства является забота о благе человека. Поэтому самое широкое развитие получает в нашей стране наука, усилия которой направлены на укрепление экономической и духовной мощи нашей страны. Советский народ радуется успехам наших ученых, высоко ценит и поддерживает их.

• В реакционной буржуазной науке нередко открытие «чуда» предпочтительней подлинного научного открытия. Поскольку в наше время даже в буржуазных странах, где еще сильно влияние религии, почти невозможно прямыми мерами ограничить развитие научного знания, та или другая область его объявляется «непостижимой», недоступной для науки сферой негГоз - наваемых действий всевышнего творца — бога.

Прогрессивный английский ученый и общественный’деятель

Джон Бернал подчеркнул эту типичную для современной реакционной буржуазной науки черту. Пользуясь тем, что многие явления еще недостаточно изучены, некоторые буржуазные ученые сосредоточивают внимание не на том, что наука уже установила, а на том, что она «не может» установить.

Недостаточность научных знаний о строении и развитии вселенной дает им основание заключить, что вселенная создана мудрым творцом. Наука не может еще в настоящее время воспроизвести жизнь, значит, происхождение жизни — чудо. «Таким образом, — заключает Бернал, — современную науку превращают в союзницу древней религии и даже больше — в ее заменителя» К

Мы уже касались причин, приведших к возникновению и распространению религии. Было подчеркнуто, что они связаны с условиями материальной жизни людей. Марксистско - ленинская философия дает научное обоснование положению о том, что различные формы общественного сознания, одной из которых является и религия, представляют собой следствие условий, в которых живут люди, являются отражением в их сознании этих условий и общественных экономических отношений. Глубоко ошибочны попытки видеть причины возникновения религии. в якобы существующей потребности этого у человека. Подчас даже говорят, что религия представляет собой инстинкт, то есть какое-то врожденное чувство.

Другие считают причинами распространения религиозных верований только невежество народа или доверчивость масс к внушениям, идущим со стороны служителей религии. Конечно, оба момента имеют место и существенно способствуют укреплению религиозных настроений. Однако сводить вопрос только к этому было бы неправильно, так как отвлекло бы внимание от главного, то есть социальных корней происхождения религии.