ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Лурье С. В. / Психологическая антропология: история, coвременное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академически? Проект: Альма Матер, 2005. — 624 с. - («Gaudeamus»).

Учебное пособие посвящено истории становления культурно-психологического направления в антропологии, его современному состоянию и дальнейшим перспективам. Современные сложные антропологические теории рассматриваются подробно и разносторонне, в связи друг с другом и в своем взаимоотношении с другими науками. При изучении каждой из теорий подчеркиваются те идеи, которые представляются сегодня магистральными, составляющими стержень антропологии XXI в. Все они снабжены комментарием, написанным с точки зрения этнопсихологической теории автора.

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов и аспирантов, а также читателей, интересующихся этнологией, культурологией, психологией, философией.

Исследовавие «гения народа»
5 января 2022
С культуро-центрированным подходом связано и еще одно направление исследований национального характера, весьма широко распространенное в 40-е гг. и практически заглохшее впоследствии. Это — исследования национально характера через посредство культурной продукции: литературы, искусства, философии. Считалось, что через них выражается ментальность нации, или, как иногда говорили, — гений народа. Однако всегда оставалось проблематичным то, в каком отношении этот «гений нации», являвшийся...
Исследования детства. Пластичность человеческой психики
5 января 2022
Концептуальные замечания М. Мид не менее иного фундаментального теоретического исследования повлияли на формирование психологической антропологии как научного направления. Именно Мид, в частности, на много лет вперед определила особый интерес психологической антропологии к исследованиям детства: к практике воспитания детей, и прежде всего к обычаям ухода за младенцами, специфике детского туалета. Так, Маргарет Мид, которая первая описала процесс взросления у некоторых не-запад - ных народов,...
Исследования национального характера
5 января 2022
В 40-е гг., отталкиваясь от концепции модальной личности, культурно-антропологические исследования пошли по новому пути. Их доминирующей темой стало изучение «национального характера»'. Произо Шло это довольно неожиданно. Раньше считалось, что «антропологические методы исследования неприемлемы для изучения крупных современных обществ ввиду того, что они упрощают проблему»[128]. Но начиналась Вторая мировая, и в американских военных кругах возникала мысль о том, что «понимание психологии наших...
«Картина мира», self и личностные когницнн
5 января 2022
Self является осью «образа мира». Свойства существования отличны от self и в то же время с ним связаны. Self-идентификация и культурно конституирумые понятия о природе self являются существенными для деятельности всех человеческих обществ. Особенно важна когнитивная ориентация self на мир объектов, отличных от self. Так как природа этих объектов также является культурно конституируемой, для членов общества обеспечивается унифицированное феноменальное поле мышления, ценностей и действия, которое...
Кларк Висслер: попытка противопоставления психологии и этнологии. Понятие врожденной «культурной экипировки»
5 января 2022
Клар» Висслер Объяснения в терминах психологии. Психология имеет дело с универсальным и врожденным в человеческой природе и поэтому не может объяснить частное и общее в историческом опыте человечества. Культурные феномены могут быть поняты и объяснены только в терминах социальной истории и не могут быть дедуктивным образом выведены из психологических принципов. Только история может объяснить, что уникально в культурных феноменах. Однако психология может стать прекрасной служанкой антропологии,...
Когнитивные артефакты
5 января 2022
С точки зрения Майкла Коула, когнитивная антропология должна представлять собой систему концептов, которые выражают содержание культурного познания. Выдающимся примером такого подхода Коул считает концепцию Роя Д'Андрада о культурных моделях как когнитивных схемах, в которой внешняя среда рассматривалась, как имеющая физическую и социальную составляющую, а культура признавалась, с одной стороны — частью окружающей среды, а с другой — механизмом организации нашего познания. Посредством культурно...
Конфигурация культуры
5 января 2022
Появление «Моделей культуры» (1934) стало событием огромной значимости. В своей книге Бенедикт стремилась выйти за пределы простого описания поведения индивида как продукта своей культуры и охарактеризовать согласованность культуры как целого, продемонстрировать, что каждая кулыпура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены одной культурной темой (которую Бенедикт называла этосом культуры), определяющей не только каким образом элементы культуры соотносятся...
Конценцня культуры
5 января 2022
Бронислав Малиновский подчеркивал, что теория культуры является научной (scientific), хотя его подход к анализу культуры был иным, нежели у эволюционистов. По мнению Малиновского, элементы культуры должны анализироваться с точки зрения удовлетворения с их помощью основных потребностей человека. Он считал, что человеческие общества отличаются друг от друга в двух отношениях. Во-первых, по своим физическим характеристикам — это составляет предмет физической антропологии. Во-вторых, по своему...
Концептуальная история «Культуры и Личиости»
5 января 2022
Виктор Барнау обращается и к концептуальной истории «Культуры и Личности». Более ранние исследования носили конфигурационистский оттенок, подчеркивая формирующее воздействие имплицитного образа мира данной культуры на тех, кто в ней родился. В таких исследованиях подчеркивалась пластичность человеческой природы, хотя допускалось, что по биологическим и другим причинам некоторые индивиды, чье поведение могло не гармонировать с доминантным стилем жизни, могли являться отклонениями от нормы. С...
Концепция когнитивной деятельности Джерри Фодора // Посредническая роль ментальных репрезентаций
5 января 2022
В серии публикаций, начатой в 1975 г., Джерри Фодор показал, что ментальные процессы человека осуществляются посредством ментальных репрезентаций, которые следует рассматривать в качестве ментальных посредников и которые имеют все ключевые характеристики языка. Фодор выдвигает гипотезу о существовании языка мышления[586]. Фодор выдвигает следующие тезисы: 1) Пропозициональные отношения реализуются через отношения внутри ментальных предложений, сформулированных на языке мышления субъекта. Эту...
Концепция основной личностной структуры
5 января 2022
Концепция «основной личностной структуры». возникла в рамках психоанализа (сам Кардинер изна- Чально был медиком-психоаналитиком) и лишь затем была перенесена на антропологическую почву. В 1936 г. Кардинер провел серию семинаров по проблемам Культуры и Личности, на которых различные психоантропологи делали доклады об изучаемых ими народах. В заключении каждого из этих семинаров Кардинер давал свою оригинальную интерпретацию изложенному материалу. Новая концепция казалась удобным объяснительным...
Кора Дмбна н Энтони Уоллес
5 января 2022
■ Основным вкладом Кардинера в антропологию является идея о том, что психологические особенности, характерные для членов той или иной культуры, касаются, в частности, бессознательных комплексов, присущих каждому из членов общества и сформировавшихся в процессе социализации. Эти бессознательные комплексы влияют как на поведение человека, так и па характер восприятия человеком окружающего его мира. Более того, они требуют себе определенного противовеса, компенсации в рамках той культурной...
Кора Дшбуа и Энтони Уоллес: Понятие «модальной личности» и общество как негомогенная структура. (Первый шаг к распределительной модели культуры)
5 января 2022
Кора Дюбуа (ОиВслв) была единственным членом группы Кардинера, реально попытавшимся выполнить все методологические требования своего шефа. Она выполнила тестирование 37 человек по методике Роршаха, записала 8 подробных биографий и получила рисунки 55 детей. Эти материалы были переданы различным специалистам для «слепого» анализа. Каждый аналитик производил характеристику личности алорезов, основанную на переданных ему данных, не имея никаких других познаний относительно культуры алорезов. Так...
Кпгнитиввве развитие // Роль репрезентаций событий в детском мышлепии
5 января 2022
«В настоящее время когнитивная наука разрабатывает эксплицитно репрезентационные модели сознания. Это означает, — утверждает Катрин Нельсон, — что ментальные репрезентации событий реальности рассматриваются как некое символичес Кое пространство, на котором разворачиваются процессы мышления. Ментальные репрезентации — то, что мы знаем, думаем о реальных событиях — таким образом, детерминируют процессы мышления. Признание ключевой роли ментальных репрезентаций в процессах мышления отличает...
Кризис псишвгическвгв подхода в этиологии
5 января 2022
60-е гг. характеризуется как кризис в направлении Культуры и Личности. В сборнике под редакцией Хсю «Психологическая антропология»[215], Хонигман писал, что в течение 50-х гг. он наблюдал ослабление интереса и изменение направленности в антропологии. В той же книге М. Спиро писал: «Сегодня можно сказать, что преуспевшая в своих попытках проникнуть в психологию личности, для того чтобы включить социокультурные концепты в свой концептуальный аппарат, преуспевшая в легитимизации использования...
Критика концепции Уайтиига и Чайлда
5 января 2022
Уайтинга и Чайлда критиковали по поводу того, что «в их теории получается слишком много «черных ящиков»: между детским воспитанием и детским поведением, между детским поведением и взрослой личностью, между взрослой личностью и культурными верованиями. И хотя авторы не останавливаются на детском поведении и взрослой личности, логика заставляет признать, что воспитание прежде всего влияет на детское поведение, а взрослая личность — на верования. Это сомнительно по нескольким причинам. Даже если...
Критика позиции «Культура-есть-личпость»
5 января 2022
По отношению к этой позиции существуют, считает Р. АеВин, три основных критических замечания. (1) Она преувеличивает внутреннюю последовательность культуры посредством исключительного фокусирования на моделях, которые принизывают все аспекты культурного поведения, и использования субъективного метода анализа культурного материала. (2) Утверждение культуры и личности как эквивалентных понятий не является способом установления согласованности между их нормами. Это концептуальное смешение культуры...
Критика этнологического заблуждения
5 января 2022
Итак, было признано, что этнологи, стараясь избежать «психологических заблуждений», то есть редуцирования культурных элементов к психологическим, впали в «этнологическое заблуждение», редуцируя психологические феномены к культурным, чтобы поддерживать свою теорию автономии культуры. Последние также, в свою очередь, подверглись критике со стороны самих же представителей исторической школы, которая в общих чертах сводилась к следующему. Признавать возможность редукции друг к другу культурных и...
Кррсс-крьтцрная антропология
5 января 2022
Диалог между психологией и антропологией был еще довольно оживленным в начале XX в. Он привел к появлению кросс-культурной психологии, которая всегда в большей или меньшей степени привлекала внимание психологических антропологов. Большей частью кросс - культурные исследования были основаны на предпосылке, что особенности культуры формируют личность. Соответственно, книги в этом жанре стали известны как принадлежащие школе «Культура и Личность». «Одним из значительных вкладов этого подхода,...
Культура и консенсус
5 января 2022
Но верно ли описывать культуру как консенсус перед лицом многообразия индивидуальных вариаций? Может ли она быть соответствующим образом изучена без того, чтобы прибегать к рассмотрению культуры как модели? Что касается первого вопроса, следует подчеркнуть, что члены общества могут значительно различаться в своих мыслях, чувствах, поведении, однако в целом они подчиняются символам и представлениям, посредством которых они вступают в коммуникацию. Конечно, без такого общего подчинения...