ВОЛКОВ Г.Н.

Кто ты есть, Адемей?, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Кто ты есть, Адемей? Песня отвечает: И пастух, и дровосек, Я и пахарь, и ловец, И на скачках удалец! У всех народов немало песен, сопровождаемых притопываньем, плясками или постепенно переходящих к пляске. Например, в песне чувашских детей «На краю холма» в самом начале девочка, напевая, изображает, как она идет по краю холма, хворостиной погоняя уток, ее легкая походка напоминает танцевальные движения, во второй части песни есть слова, торопящие уток, девочка говорит, что продаст их купцу за...
Мой крестовый сын, мой дите родной!, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Мой крестовый сын, мой дите родной! В этих словах - дополнительное подтверждение того, что родных делает не только и не столько физическое родство - рождение, сколько духовное - воспитание. Во всех плачах труд - в центре внимания. Мать в «Плаче по сыне» спрашивает: Кто со мной пойдет что летом на работушку, Кто раздиет вековешную заботушку?.. В «Плаче по жене» сказано, что жена «на работушку проворна», в «Вопле дочери об отце» есть строки: «Полянушки у нас да не за-пашутце», приемыш «летом...
Особенности сказок как народных средств воспитания, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Особенности сказок как народных средств воспитания Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм. Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное - следствие тяжелого...
Педагогические идеи сказок, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Педагогические идеи сказок В ряде народных сказок мы встречаемся с определенными педагогическими понятиями, выводами, рассуждениями. Прежде всего следует отметить стремление народа к знаниям. В сказках встречается мысль, что книги - источник мудрости. В сказке «В стране желтого дня» говорится об «одной большой книге». В короткой сказке «Спорящие попусту» указывается, что книга нужна только умеющему читать. Следовательно, эта сказка утверждает необходимость научиться читать, чтобы иметь доступ к...
Педагогический оптимизм причитаний, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Педагогический оптимизм причитаний Плачи и причитания во время похорон распространены у многих народов. Изумительными памятниками народной духовной культуры представляются русские плачи. Похоронные причитания возникли, несомненно, в древнейшие эпохи существования человечества. Как свидетельствуют многие плачи, смерть первобытному человеку не представлялась прекращением жизни, он воспринимал ее как перемену формы существования. После смерти человек переходит в иной мир, но на земле он остается...
Песни отрочества, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Песни отрочества Отрочество - период детства, наименее богатый песнями. Младшие подростки поют песни раннего детства, старшие подростки - песни юности. Особенно же увлекаются мальчики богатырскими песнями - песнями воинов, повстанцев, разбойников и т.п. Среди кабардинских и балкарских детей популярны «Песни охотников». Девочек интересуют более всего посиделочные и хороводные песни. Тем не менее и у подростков есть своя поэзия. Это - жеребьевки, скороговорки, считалки, дразнилки в многочисленных...
Послесловие, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Послесловие Воспитание и образование в демократическом обществе не могут эффективно функционировать, не могут даже просто существовать вне народной педагогики, без этнопедагогики. Народная педагогика - педагогика национального развития, подъема, возрождения, одновременно - это и педагогика этнического самовоспитания, создающая личность патриота, сына народа с высокоразвитым чувством национальной гордости и человеческого достоинства. Этнопедагогика, изучающая, исследующая народную педагогику как...
Предисловие, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Предисловие Учебная книга по этнопедагогике создается впервые не только в нашей стране, но и во всем мире. Она давно нужна педагогам, особенно - воспитателям детских садов и учителям, работающим в начальных классах общеобразовательных школ. Настоящая учебная книга призвана реализовать две величайшие заповеди - Яна Амоса Коменского и Константина Дмитриевича Ушинского: природосообразности и народности. Народная педагогика, являющаяся предметом этнопедагогики, - педагогика природо-сообразная и...
Репка, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Репка Посадил дед репку и говорит: - Расти, расти, репка, сладкая! Расти, расти, репка, крепка! Выросла репка сладка, крепка, большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, Дедка за репку - Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку - Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, Внучка за бабку, Бабка за дедку, Дедка за репку - Тянут-потянут,...
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
СКАЗКИ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ГЕНИЯ Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек - это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка - далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же...
«Стадо», ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
«Стадо» Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве. Методика организации игры. Игра проводится во дворе, на площадке, в спортзале. Количество игроков - 10-25 человек. С помощью считалки игроки выбирают пастуха и волка, а все остальные участники игры - овцы. Дом волка - в лесу, а у овец два дома - на противоположных концах площадки. Методика проведения игры. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок, пастушок, Заиграй в рожок! Травка мягкая, Роса сладкая, Гони стадо в поле Погулять на...
«У медведя во бору», ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
«У медведя во бору» Цель игры: развить ловкость, координацию движений, быстроту реакции. Методика организации игры. Игра проводится на площадке, в спортзале. Количество игроков 10-26 человек. С помощью считалки выбирается медведь, который живет в лесу. Остальные играющие - дети. Дети идут в лес за грибами, ягодами. Медведь спит в берлоге. У медведя во бору, Грибы, ягоды беру! Медведь постыл, На печи застыл! Когда играющие произносят последние слова, медведь, дремавший в берлоге, потягивается и...
ЭТНОПЕДАГОГИКА, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Г.Н.ВОЛКОВ ЭТНОПЕДАГОГИКА Рецензенты: доктор педагогических наук профессор Института общего образования РАО Г.Ф. Суворова; доктор педагогических наук профессор Института семьи и воспитания РАО В. М. Коротов Волков Г.Н. / Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с. Эта книга - первый учебник по этнопедагогике для будущих учителей. В нем характеризуется национально-региональная и этническая культура воспитания, освещаются...
Юношеские песни и песни зрелого возраста, ВОЛКОВ Г.Н.
5 января 2022
Юношеские песни и песни зрелого возраста Самый богатый репертуар - у юношества. Девушки всех народов поют лучшие песни народа, и сами являются их создателями. В лирических песнях девушек - их автобиография, раздумья и мечты, их благодарность матери, отцу, односельчанам. Изумительными творениями поэтического гения народа являются свадебные плачи невесты. В плачах - порывы души, чаяния, ожидания, надежды. Их слышат дети, для которых свадьба - самое интересное представление. Прощанье с родным...