Важным вопросом является то, как культурные значимые системы соотносятся с «потоком материала». Д'Андрад рассматривает его на примере системы социального обмена. Последняя представляет собой нормы, которые регулируют движение от индивида к индивиду различных объектов, как культурно установленных (символов), так и чисто физических. Система социального обмена — это не то же самое, что социальная структура. Социальная структура может иметь несколько различных сетей социального обмена, а для сети социального обмена нет необходимости, чтобы две взаимодействующие группы принадлежали к одной и той же социальной структуре. Значения, которые создают социальную структуру, действуют на сеть социального обмена множеством различных путей. Конститутивные правила создают многообразие социальных ролей, типов ситуаций и объектов, которые связаны нормами, касающимися прав некоторого класса людей по отношению к некоторому классу объектов в некотором классе ситуаций. Эти нормы, распространяясь в пространстве и во времени, являются основными детерминантами действий и реакций людей, непосредственно воздействующих на «поток материала», включая его в уже существующие значимые системы или создавая новые. Все это, конечно, не является улицей с односторонним движением. Внешние условия меняются, создавая социальные противоречия и проблемы, к которым люди адаптируются, создавая новые нормы и новые конститутивные целостности. Другие же целостности постепенно дезинтегрируются/

Понятие ЛИЧНОСТИ

Личности Д'Андрад также рассматривает как системы, отличные от культурных значимых систем, но с ними связанные. Их связь осуществляется через


Те идеи, ценности и установки, которые в группе образуют культуру, а взятые отдельно образуют личность. Иными словами, те идеи, которые индивид должен знать, чтобы вести себя соответствующим образом в качестве члена общества, — составляют культуру, в другой же своей форме, в качестве ценностей и установок — личность. Например, идеи, касающиеся успеха, для американцев могут быть не только частью их культурной значимой системы, но также частью их мотивационной системы и таким образом составляют часть и культуры и личности.

То, что выучено и разделяется всеми членами общества — есть культура, то, что освоено отдельным человеком — есть личность. Такая формулировка предполагает, что выученные вещи — это нечто связанное с обществом, однако не существует ничего полностью разделяемого всеми членами общества. В этом случае получается, что все, что человек выучил, оказывается отчасти культурой, а отчасти личностью. Кроме того, большинство из тех, кто изучает личность, захотят рассматривать некоторые из вещей, которые человек должен знать, чтобы вести себя соответственно культуре, как часть индивидуальной личности, а некоторые из тех, кто изучает культуру, захотят рассматривать некоторые ценности и установки как часть культуры. Вопрос о выученном, будь то применительно к культуре или к личности, следует рассматривать в зависимости от того, как они расположены внутри системы отношений и процессов. В изучении культуры эти отношения и процессы включают адаптации группы людей друг к другу и к их окружению посредством значимых систем. В изучении личности эти отношения и процессы включают организацию поведения, импульсов, аффектов и мыслей по поводу побуждений индивида.

Проблемы, касающиеся отношений между культурой и личностью, проистекают из изучения культуры и опыта. Человеческий опыт представляет собой сложный мир, составленный из восприятия, памяти, мыслей и фантазий. Только часть опыта какого-либо человека представлена через особую систему культурных значений. Существует взаимодействие между миром опыта и миром значений; в некоторых случаях культурные значения могут становиться культурно значимыми; в не-


Которых случаях индивидуальный опыт может превращаться в индивидуальный опыт; в некоторых случаях индивидуальный опыт и культурные значения могут не иметь между собой никакой связи. Именно динамические отношения между культурными значениями и индивидуальным опытом делает возможным динамические отношения между «потоком материала» и культурными значениями и создает потенциальную возможность для трансформации последних.