Изменение ожиданий и паттернов поведения в браке, Роберт Крукс

В современной Америке институт брака одновременно и порицают и чтят. Сейчас американцы часто сталкиваются со значительным несоответствием между американским идеалом брака и его реальными воплощениями. Несмотря на то что совместная жизнь вне брака, большое количество разводов и внебрачный секс неэтичны и противоречат традиционному идеалу, все это повсеместно распространено.

Отчасти противоречие между идеалами и практикой брачной жизни обусловлено тем, что изменились ожидания, связанные с самим браком и его социальной структурой. В прежние времена основной функцией брака было создание экономически и социально стабильной обстановки для воспитания детей. Если люди не хотели иметь детей, то им, как правило, не советовали заключать брак (Ritter, 1919). «Романтические отношения» во многих культурах и в Америке часто не принимались всерьез, поэтому браки часто заключались в результате соглашения родителей будущих супругов.

Тем не менее в наше время пары женятся по любви и ожидают, что их брак будет не только устойчивой единицей общества, созданной для воспитания детей, но и чем-то большим (Yalom, 2001). Многие люди в наше время вступают в брак и надеются, что они смогут удовлетворить свои финансовые, социальные, сексуальные, эмоциональные, духовные и родительские потребности (Edwards, 2000b). Более того, многие считают также, что счастье — это вполне вероятный, если не гарантированный исход брака. Но такие большие ожидания порой трудно реализовать (Huston et al., 2001; Sharp & Ganog, 2000). Кратко об этом было сказано так: «Вот так создается миф брака: где-то есть совершенная женская душа, инь, которая легко и без усилий соединяется со своей совершенной половинкой ян. Потом же создается реальность брака, хорошо знакомая каждому женатому человеку. Эта реальность очень похожа на то, что Томас Эдисон однажды сказал о гении: 1% вдохновения и 99% потения». (Kantrowitz & Wingert, 1999, p. 53).

{В день свадьбы жених у племени суахили в Кении поднимает фату невесты, лица которой он до этого мог никогда и не видеть}

Парадоксально, но по мере того как люди предъявляют к браку все более высокие ожидания, тем меньше поддержки в обществе встречает институт брака. Гораздо реже люди стали жить большими семьями и маленькими коммунами. Многие женатые пары оказываются изолированными от своих семей и соседей. В итоге к браку предъявляются еще более высокие требования. Супругам приходится самостоятельно справляться с домашними заботами, воспитывать детей, находить финансовую помощь или эмоциональную поддержку. Несмотря на то что трудности повседневной жизни после брака иногда могут обогатить общение и даже удовлетворяют некоторые пары, недостаточная подготовленность к подобным проблемам других может обескуражить и разочаровать (Patz, 2000). Более того, люди теперь живут намного дольше, чем раньше. В результате становится актуальной проблема того, как брак может поддерживать постоянно меняющиеся потребности каждого партнера. «Хороший брак» не обязательно будет браком без проблем. Чаще всего это такой брак, в котором партнеры готовы к преодолению любых трудностей и решению проблем, которые всегда неизбежно возникают.