Н. О. ЛОССКИЙ — Л. С. ВЫГОТСКИЙ: НЕСЛЫШНЫЙ ДИАЛОГ

Имя Николая Онуфриевича Лосского (1870-1965) - выдающегося философа России и российского зарубежья сегодня хорошо известно. Изданы многие его труды, давно опубликованные за рубежом, - "История русско й философии" (1991), "Условия абсолютного добра" (1991), "Бог и мировое зло" (1994) и др. В 1991 г. журнал "Вопросы философии" опубликовал глубоко психологичные "Воспоминания" Н. О. Лосского. В. В. Зеньковский справедливо назвал его "главой современных русских философов", единственным русским мыслителем, создавшим целостную философскую систему. За этими бесспорными утверждениями как бы в тени оказался Н. О. Лосский-психолог, представлявший школу русской философской психологии, которая соединила искания западных мыслителей XIX-XX Вв. с русской философско-религиозно й и психологическо й мыслью Серебряного века. На чало научной биографии Н. О. Лосского непосредственно связано с психологией. Увлечение проблемами гносеологии, знакомство с П. Ф. Лесгафтом, преподавание психологии и занятия в психологических лабораториях В. Вундта, Г. Миллера и т. д. заложили основания его философско-психологической ма гистерской диссертации "Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма " (1903), в которой была сделана попытка соединения волюнтаризма и интуитивизма. В последующем Н. О. Лосский сосредото Чи Л свое вни мание на исследовани и и нтуитивизма Как нового направления в гносеологии и защитил докторскую диссертацию "Обоснование интуитивизма" (1907). Развивая эти идеи и двигаясь от гносеологии к метафизи ке, он предложи л новую философскую систему, названную им "орга ни ческим идеал-реализмом", которую он изложил в книге "Мир как органическое целое" (1917). Затем последовали работы по этике религиозного персонализма, теории ценностей, исследованию нравственных особенностей русского народа и др. И все они проникнуты глубоким единством философии и психологии. Философско-психологи ческая концепция Н. О. Лосского не была обойдена вниманием в советской психологии, однако она однозначно б ыла определена ка к "идеалистическая", "буржуазная", "реакционная" и т. п. В свою очередь, Н. О.Лосский подверг критике диалектический материализм и его пони мание сознания и психических процессов, назвал его "убогой теорией, не способной к дальнейшему развитию" (История русской философии. 1991).

Современной истории психологии предстоит вернуться в этот сложный, глубокий и непривычный для нашего мышления мир философской психологии и вновь открыть для нас Н. О. Лосского, В. В. Зеньковского, С. Л. Франка, И. И. Лапшина, Б. П. Вышеславцева и других.

В трудах Н. О. Лосского, по крайней мере и звестных нам, психология советского периода не получила отражения. Тем более интересно мнени е выдающегося мыслителя об одной из значительных работ Л. С. Выготского. Его рецензия на книгу «Мышление и речь» была опубликована в научно-педагогическом журнале российской эмиграции «Русская школа», созданном в 1934 г. такими философами, педагогами и психологами, как С. И. Гессен, В. В. Зеньковский, Г. Я. Трошин, а также общественной деятельницей Чехословакии доктором Верой Бездек, близкой З На комой семьи Лосских. Думается, что рецензия не нуждается в комментариях, свидетельствуя о живом уме 70-летнего мыслителя.

Е. Г. Осовский