ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Лурье С. В. / Психологическая антропология: история, coвременное состояние, перспективы: Учебное пособие для вузов. — 2-е изд. — М.: Академически? Проект: Альма Матер, 2005. — 624 с. - («Gaudeamus»).

Учебное пособие посвящено истории становления культурно-психологического направления в антропологии, его современному состоянию и дальнейшим перспективам. Современные сложные антропологические теории рассматриваются подробно и разносторонне, в связи друг с другом и в своем взаимоотношении с другими науками. При изучении каждой из теорий подчеркиваются те идеи, которые представляются сегодня магистральными, составляющими стержень антропологии XXI в. Все они снабжены комментарием, написанным с точки зрения этнопсихологической теории автора.

Учебное пособие предназначено для студентов старших курсов и аспирантов, а также читателей, интересующихся этнологией, культурологией, психологией, философией.

Джон Хонигман о понятии «культура»: Подведение итогов
5 января 2022
С точки зрения Джона Хонигмана (Ношдшап) термин «культура» одновременно обладает «техническим» и «нетехническим» значениями. «В своем нетехническом смысле это слово относится к определенным свойствам жизни, включая пристрастие к литературе; занятие музыкой, живописью или драматическим искусством и поддержку этих деятельностей в обществе. Понятие культуры обладает сильной нормативной окраской, потому что оно определяет не только то, что существует, но и то, что является желательным. В этом...
Епнс - и ЕПс исследования
5 января 2022
Различия между Егшс - и ЕЦс-исследованиями сформулировал известный антрополог, специализирующийся на кросс-культурных исследованиях, Дж. Берри, который использует различение, сделанное ранее лингвистами между фонетикой и фонемикой. В то время как фонетика имеет дело с универсальными свойствами произносимого звука, фонемика касается способов, посредством которых такие звуки формулируются внутри контекста отдельных слов и языков. Подобным образом Берри доказывает, что «еЦс» анализ человеческого...
«Жизнь» культур
5 января 2022
«Жизнь исторических культур обусловлена внутренними инновациями и внешними заимствованиями, но ни те, ни другие не предусмотрены заранее и не заложены в программу развития. Одни инновации ускоряют рост, другие могут его замедлять. В связи с этим Крёбер вводит понятие «кульминации», т. е. такой точки, в которой комбинация элементов оказывается наиболее удачной, в результате чего достигается расцвет тех или иных сфер культуры — экономики, религии, драмы, философии. Культуры, живя бок о бок,...
Заблуждения культурного детерминизма
5 января 2022
Заблуждением, с точки зрения М. Спиро, является предположение, что кросс-культурная изменчивость социального поведения и личности означает, что организм является пустым или черным ящиком. Если культура изменчива, то отсюда не следует, что человек не имеет никаких инвариантных психологических характеристик, поскольку некоторые, по крайней мере, являются биологически детерминированными. Некоторые свойства организма являются важными детерминантами социального поведения, а также личности. В силу...
Завзрд Сепир и его пасдедаватели
5 января 2022
Центральная тема культуры, с точки зрения современной антропологии не является внутрикультурным интегратором. Работа Бенедикт была шагом вперед по отношению к разработкам Боаса, поскольку положила начало систематическим теоретическим поискам оснований функционирования этноса и тех психологических составляющих, которые являются едиными для всех членов этнокультурной общности, а также зафиксировала внимание на понятии культурных моделей, которые в процессе развития науки интерпретировались...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ // Психологическая антропология как наука о культурной самоорганизации. От психологическом аптропологнн исторической ЭТНОЛОГИИ
5 января 2022
Перспективу развития психологической антропологии мы видим, во-первых, в интеграции на ее основе когнитивной антропологии, культурной психологии и практически всего содержания символической антропологии, за исключением ее антипсихологической тенденции, которая, очевидно, не выдерживает критики, — т. е. практически реинтеграции культурной антропологии как единой науки антропологии. Попытки подобной интеграции, как мы видели, уже делаются. Во-вторых, развитие психологической антропологии должно...
«Закрытая» культура
5 января 2022
Много метафор было использовано в концептуализации культуры — культура понималась как закон, как драма, как язык, как философская доктрина и т. д. Но с антропологической точки зрения каждая из этих трактовок имеет свои ограничения. Одним из аспектов этой проблемы является вопрос об эксплицитности, который несколько лет назад привел антропологов от преимущественного внимания к «открытой» культуре к вниманию, «закрытой» культуре, от эксплицитной культуры к имплицитной. В каждой культуре имеются...
Зарождение символической антропологии И интерпретаципннпгп нодквда // Структурализм Леви-Стросса
5 января 2022
Главнейшей причиной, вызвавшей отказ от психологизма в этнологии, было увлечение структурализмом, основателем которого являлся Клод Леви-Стросс. По мнению Леви-Стросса, цель работы этнолога «заключается в том, чтобы обнаружить за осознаваемыми и всеми различаемыми образами, посредством которых люди понимают историческое становление, инвентарь бессознательных, всегда ограниченных по числу возможностей. Их перечень и существующие между ними отношения совместимости и несовместимости создают...
Защита предстаплепия об «Здпповвм комплексен
5 января 2022
М. Спиро настаивал на многих положениях правоверного фрейдизма. Так, когда Бронислав Малиновский и его последователи пытались доказать, что Эдипов комплекс у мужчин является культурно относительным, потому что он продуцируется не опытом мальчика в семье в целом, а единственно его опытом в «патриархальной» семье (утверждалось, что авторитарные отцы — а в Европе XIX в. отцы были именно такими — пробуждают сыновью враждебность); в мат - рилинеальных же обществах, где семейная структура не...
Значимые системы и «поток материала»
5 января 2022
Важным вопросом является то, как культурные значимые системы соотносятся с «потоком материала». Д'Андрад рассматривает его на примере системы социального обмена. Последняя представляет собой нормы, которые регулируют движение от индивида к индивиду различных объектов, как культурно установленных (символов), так и чисто физических. Система социального обмена — это не то же самое, что социальная структура. Социальная структура может иметь несколько различных сетей социального обмена, а для сети...
Знн Смолка: констрцированне субъекта // Межментальные и внутриментальные процессы
5 января 2022
Основная проблема, которую рассматривает представительница социокультурного подхода Энн Смолка: как создается посредством социальных процессов «субъект»? Как «межментальные» (межсубъективные) процессы способствуют развитию «внутриментальных» (внутрисубъективных) процессов? Как формируется индивидуальное сознание и конституируется отдельный субъект? Хотя роль социальной реальности в формировании отдельного субъекта является широко распространенной (и очевидной) идеей, возникают противоречия,...
ЗристБош
5 января 2022
Утверждая, что культура предлагает «возможности действия», Бош предполагает, что она оптимизирует условия для действия и проводит аналогию с родным домом. Культура создает те ощущения защищенности и безопасности, легкости ориентации («прозрачности») и предсказуемости, которые мы осознаем лучше всего, когда, например, в качестве эмигрантов лишаемся их. Это «ощущение того, что ты находишься дома», создает почву, на которой развиваются идентификации с «принадлежностью» культуре; но также и сильные...
Идеи, заимствованные психологической антропологией у психоанализа
5 января 2022
Перечислим несколько основополагающих идей Фрейда, которые были изложены в «Толковании сно- Видений» и других чисто медицинских его работах и которые легли в основание психологической антропологии. 1. Динамическая концепция личности, которая предполагает, что психика человека имеет как сознательный, так и бессознательный пласт, между которыми стоит защитный барьер, осуществляющий функцию цензуры и репрессирующий те импульсы бессознательного, которые могут привести человека к конфликту с его...
Иерархическая система основной личиосткой структуры
5 января 2022
Иерархическая система основной личностной структуры может быть представлена следующим образом: 1. Проективные системы, основанные на бессознательном опыте. К этой категории относится система психологической защиты индивида и система его «супер-эго». 2. Выученные нормы, относящиеся к допустимым моделям проявления импульсов. 3. Выученная система моделей деятельности. 4. Система табу, воспринятая как часть реального мира. 5. Реальность, воспринятая чисто эмпирическим путем. Первый уровень...
Иерархия артефактов
5 января 2022
Ни артефакты, ни действия, с точки зрения Коула, не существуют изолированно. Они переплетены друг с другом и с социальными мирами людей, выступая для них в качестве посредников в формировании сети взаимосвязей. Здесь Коул обращается к идее трехуровневой иерархии М. Вартофского, который описывает артефакты, включая орудия и язык, как «объективизацию человеческих потребностей и намерений, уже насыщенных когнитивным и аффективным содержанием»[397]. «Первый уровень, по Вартофскому, составляют...
Изучение культурных моделей поведения
5 января 2022
Исследования, которые в общем и целом отталкивались от работ, проводившихся ранее в рамках школы «Культура и Личность». В числе приверженцев этого направления прежде всего следует назвать Маргарет Мид и Рут Бенедикт. В этих исследованиях понятие «национальный характер» было относительно слабо связано с индивидуальной человеческой личностью. Гораздо ближе оно стояло к понятию «культурная модель поведения». Так, Маргарет Мид рассматривала 3 основных аспекта исследования национального характера:...
Изучение культуры «на расстоянии»
5 января 2022
Вторая мировая и «холодная» войны продуцировали много исследований национального характера врагов и союзников Соединенных Штатов. Маргарет Мид и другие антропологи стали разрабатывать метод исследования национального характера (читай, национальной культуры) на расстоянии (at distance)[147]. Последний представлял собой попытку изучения документов, относящихся к современности так, словно бы изучалась культура прошедших веков. Определенные элементы непосредственного наблюдения, даже интервью и...
Изучение социальной личности
5 января 2022
Исследования, отталкивавшиеся от понимания «национального характера» как системы установок, Ценностей и верований, которые приняты среди членов данного общества. Этот подход имел свои очевидные ограничения уже потому, что ясно — установки и ценности не идентичны личности как таковой, они отражают некоторый более-менее поверхностный пласт личности. Впрочем, приверженцы этого подхода и не отрицали в принципе того, что между ценностями и установками и более глубинными слоями личности имеется своя...
Имплицитные конструкты культуры
5 января 2022
Комплекс имплицитных конструктов каждого индивида в культурной системе Шварц определяет как «идеоверзию», которая в свою очередь может рассматриваться как сектор его личности. Можно сказать, что «идеоверзия» является индивидуальной «порцией» культуры. На уровне «идеоверзии» существует индивидуализированная текстура культуры. «Идеоверзия» является распределительным локусом культуры, его социальной единицей. Конструкты, включающие «идеоверзию», возникают из опыта индивида, из всех событий,...
Иррационализм и бессознательное в культуре
5 января 2022
Как полагал Боас, хотя «в примитивном обществе существует тенденция к разнообразию ассоциаций, для рационалистического объяснения необходимо связать их с общими взглядами об устроении мира, характерными для данной культуры», а в «нашей собственной культуре» ассоциации более инструментальны и рациональны, «потому что рационалистические тенденции нашего времени уничтожают многие линии ассоциаций», но различие это не являются глубокими. Наша собственная культура далеко не вся рациональна. «Тысячи...