Как сбросить зажимы и ощутить свободу, Леви В. Л.

Как сбросить зажимы и ощутить свободу

...Попробовали расслабиться - и... Как будто бы все в порядке... Ан нет... Не совсем... Совсем даже не... Вот и они, голубчики... Мышечные зажимчики, зажимулечки, зажимальчики - и зажимы побольше, зажимины и зажимищи, зажимонстры!..

Доктор Шульц, папа аутотренинга, называл их остаточными напряжениями. Что значит "остаточные"? - То и значит, что это остатки: следствия минувших причин, порождения уже несуществующих поводов. Рабочий аврал, обида, испуг, гнев, огорчение, страх по реальной или мнимой причине - уже позади, жизнь течет, изменяется... А глупые, напряжения все еще остаются в нас, даже растут...

Природа наша избыточно-перестраховочна: событие, оцененное как сверхзначимое (получившее, как теперь говорят, сверхвысокий рейтинг), закладывается в подсознание как высоковероятный прогноз на будущее, в этом и состоит главная причина неврозов.

"Невроз как психофизиологическое состояние, - писал Шульц, - являет собой комплекс беспорядочных мускульных напряжений, которыми человек, вольно или невольно, отвечает на раздражения внешней среды". Воистину так - хотя и не совсем беспорядочных. Человек подмаргивает глазами, потряхивает головой, подергивает плечом... Этот тик - остаток древнего оборонительного рефлекса: защитить голову, защитить глаза, самое драгоценное...

Мышечные зажимы упреждают события, оцениваемые подсознанием как вероятные. Но мозговой компьютер, подсчитывающий вероятность опасности, весьма часто не только зашкаливает, но и врет.

Я многих вылечивал от аэрофобии - страха перед полетами на самолетах. Аэрофобики в большинстве - люди вполне трезвомыслящие; они знают, что вероятность погибнуть, садясь в автомобиль, в десятки, если не в сотни раз выше вероятности авиакатастрофы, и тем не менее в машину садятся спокойно, а в самолет ни за что.

Они никогда в жизни не падали с высоты и ни разу, как правило, еще не летали - именно по причине своего страха, рожденного совокуплением воображения и инстинкта...

Видели бы вы, как поначалу, придя ко мне, они напрягаются, как зажимаются, как скручиваются в узлы при одной мысли о предстоящем полете!.. Как держатся за свои напряжения, какой мертвой хваткой!..